Порхать по заснеженным склонам с легкостью снежинки, управляться с лыжами, будто они – продолжение ноги, – ну кому бы так не хотелось? Только в реальности нам ставят ноги “елочкой” и рекомендуют держать колени вместе. Со стороны позиция выглядит не очень. Да и научиться в ней можно только тормозить и стоять. Кататься не получается. И перебраться с такими навыками с “зеленых” трасс хотя бы на “синие” – чистое самоубийство. Но что же делать?
Раскроем секрет: мастеров учили по-другому. Существует схема из 6 основных движений, по которой тренируют спортсменов. И все они ездят одинаково, то есть правильно. Их лыжи нарезают дуги, как циркулем, их тела глубоко наклоняются к склону на виражах. Называется «карвинг». Основатель школы Anton Ski School Антон Яковина предлагает выучить несколько правил, которые помогут стать мастерами на горнолыжной тропе. Попробуйте – разница в катании чувствуется сразу.
Правило №1: Рулите мизинцем
Если поставить лыжу набок и надавить посередине, она прогнется, кант врежется в снег, а сама лыжа поедет по дуге. Спортсмены называют это «закантовка». Вас учили нажимать на ту, что идет по внешней дуге и держать коленки внутрь, буквой А. Но представьте, именно такое положение и препятствует прогрессу. Голени должны быть параллельны. Как и лыжи. И не нужно ни на что давить.
КАК ПРАВИЛЬНО: На пологом, широком и нестрашном склоне езжайте прямо вниз. Стойте ровно, подайте корпус вперед, опирайтесь голенями на языки ботинок. Руки перед собой, чуть согнуты в локтях и разведены в стороны. Немного присядьте, расслабьте одну ногу, приподнимите пятку и отводите колено в сторону. Ведите носок лыжи по снегу внешней стороной стопы, где мизинец.
Вы удивитесь, лыжи сразу начнут поворачивать, опорная нога отклонится в ту же сторону. Проедьте по дуге. Теперь перенесите вес на другую ногу – она станет опорной, держите ее полусогнутой. Не меняйте ее положения, прочувствуйте, как ведете лыжу внешней стороной стопы. Расслабьте ногу, с которой убрали вес, поднимите пятку, отведите колено, ощутите мизинец. Увидите – лыжи «сами» переложатся в дугу. Спортсмены называем это «перекантовка». У вас получится чистый «резаный» поворот.
Правило №2: Ставьте противовес корпусом
«Правило №1» учит правильной закантовке. Голени параллельны и синхронно уходят к склону. Лыжи поворачивают. И в этот момент вы… начинаете терять равновесие!
Значит, вы кренитесь в поворот всем телом. Это неправильно. Отклоняться должна только нижняя часть: стопы-голени-бедра. Верхняя работает как противовес. Посмотрите на мотогонщика на льду, поищите картинку в Сети. Он кладет машину набок, а корпус держит прямо, то есть ставит противовес. Мы делаем так же. Все, что ниже пояса, – к склону, что выше, – от него.
КАК ПРАВИЛЬНО: На пологом склоне вновь езжайте прямо вниз. Руки от корпуса по сторонам и немного перед собой. «Включайте мизинец» – допустим, правый. Лыжи поедут вправо по дуге. Правую руку поднимите вверх, левую положите на бедро и прогнитесь влево в пояснице. Получится, что нижняя часть тела отклонилась к склону, а верхняя – от него.
Чтобы изобразить это, порепетируйте дома перед зеркалом. Вы и ощутите, и увидите, как удерживаете равновесие, балансируя корпусом. То же самое делайте на горе, в движении, в одну и в другую сторону. И так много раз.
Следующий этап. Добавьте газу: скорость выше, ноги согнуты сильнее, угол закантовки больше, голени, бедра и таз уходят еще ближе к склону, а рука, что ложилась на бедро, помещается на голенище ботинка. Так ты научишься проходить дугу в спортивном стиле, глубоко закладываясь в поворот.
Правило №3: Расслабьте и сгибайте
Это про ноги. На протяжении всего поворота продолжайте расслаблять, сгибать и «заваливать на мизинец» конечность, идущую по внутренней дуге. Опорная нога, идущая по внешней, понемногу выпрямляется, по мере того как вы «укладываетесь» в поворот.
Но не разгибайте ее специально, не давите на лыжу. На переходе в новый поворот вы переносите вес с одной ноги на другую. Это называется «разгрузка». Ногу, которая освободилась от веса, подтягивайте под себя. И начинайте отклонять ее в противоположную сторону (правило №1).
Если станете распрямлять ногу, на которую переходите, – потеряете равновесие.
Со стороны все должно выглядеть так, словно лыжи «выезжают» из-под вас вбок на дуге и «заезжают» под вас в момент перехода в следующий поворот. В этот момент нельзя вставать, то есть разгибать колени. Ваш центр тяжести должен идти на одной высоте.
КАК ПРАВИЛЬНО: Выходите на пологий склон. Присядьте, руки перед собой и разведены в стороны. Палки возьмите чуть ниже рукоятки, направьте назад и прижмите концами к склону. Поезжайте вниз, волоча их за собой, так, чтобы ощущалось сопротивление. Включайте «правило мизинца», «противовес» и делайте повороты, продолжая волочить за собой палки. Чтобы не отрывать концы от склона, придется не вставать. За несколько повторов вы все, что надо, прочувствуете. Тело само подскажет, как справиться с задачей. Этот важный элемент называется «разгрузка сгибанием».
Правило №4: Делайте контрвращение корпусом
Представьте, что вы пружина, к которой приделаны лыжи. Одной рукой вы их придерживает, другой – скручиваете в сторону. Что будет, если отпустить лыжи? Правильно: усилие потянет их туда, куда вы закрутили пружину. Оно создается вращением корпуса в сторону, противоположную повороту. Называется «контрвращение».
Например, лыжи едут вправо, а вы закручиваете корпус влево. В момент перехода из поворота в другой «пружина» срабатывает. Глядя на хорошего лыжника, кажется, что лыжи под ним сами двигаются из стороны в сторону, корпус его неподвижен и грудь все время направлена параллельно склону. Это не совсем так. Просто вы не замечаете небольших движений, которые мастер совершает корпусом, постоянно «взводя пружину».
КАК ПРАВИЛЬНО: На пологом склоне примите стойку скоростного спуска. Присядьте, согнитесь, руки сведите перед собой, концы палок под мышками. Езжайте вниз, включив «правило мизинца» плюс «противовес». Когда лыжи пойдут по дуге, направьте руки с палками в противоположную сторону, вниз по склону. Как джойстик в компьютерной игре. Не вставайте, разгрузитесь сгибанием. В момент перекантовки ощутите, как лыжи «сами» пошли туда, куда указывают руки-«джойстик». Быстро и легко. Вам понравится.
Правило №5: Тяните ноги назад
Рискнем предположить, что вы не любишь свои фотографии во время езды, вид сбоку. На них видно, как вы отвисаете назад. Диагноз: «горшок», он же «задняя стойка». Бедра вечно болят, и у вас проблемы с контролем скорости. Все дело в одном важном движении, которого вас не научили. В конце поворота лыжи всегда выезжают из-под нас немного вперед. В момент разгрузки нужно «затянуть» их назад и восстановить «центральную», уравновешенную стойку.
КАК ПРАВИЛЬНО: Стоя на лыжах, попросите кого-нибудь упереться вам в лоб ладошкой. А теперь попробуйте двинуть назад ноги. Но так, чтобы не отталкиваться лбом от ладони. Все получится, если, толкая стопы назад, вы резко расслабите коленки. Запомните, как вы это сделали. Поезжайте длинной дугой поперек пологого склона (соблюдай правила!) и пару раз повторите то же в движении. Расслабляйте коленки и толкайте ноги назад, так, чтобы пятки лыж приподнимались. Меняйте направление и отрабатывайте, пока не начнет получаться.
Теперь сделайте то же самое, совершая поворот, в момент разгрузки-перекантовки. Вы будете в восторге от ощущения полного контроля над лыжами. Еще один метод: делая перекантовку, приподнимите пятку лыжи, как делали, когда начинали осваивать «правило мизинца», и слегка потяните назад. Это вернет вас в центральную стойку и особенно поможет, когда придется поворачивать на буграх.
Правило №6: Колите вовремя и точно
Правильный укол палкой довершает гармонию поворота. Неправильный – разрушает всю координацию. Чем сложнее склон – тем нужнее палки. Для начала разберитесь с руками.
КАК ПРАВИЛЬНО: Палки сложите вместе, возьмите за концы и несите горизонтально, на уровне груди, локти полусогнуты. Покатайтесь так на пологом склоне. Это правильное положение рук, пусть тело его запомнит.
Теперь решите вопрос «Когда?». Возьми палку в руку, которую вы клали на бедро или на ботинок в упражнении «противовес», то есть с внешней стороны дуги. Прижмите наконечник к снегу и волочите, как в упражнении на разгрузку, повторяя дугу, что чертит кант опорной лыжи. В конце дуги, начиная разгрузку, поставьте точку уколом, чуть вбок. Действуйте кистью, локтем двигать не надо. В момент разгрузки-перекантовки переложите палку в другую руку и повторите трюк. После десятка-другого таких смен вы точно определитесь с моментом укола. И сам поворот начнет получаться точнее.
Чтобы понять, куда колоть, встаньте поперек склона и, начиная от ботинок, начертите палкой линию вниз, перпендикулярную лыжам. Это «линия склона», по которой пойдут лыжи, если вы поедете вниз по прямой. Просчитайте мысленно. Вы едете поворотами и пересекаете линию склона в момент перехода из поворота в поворот. Укол делается в точке пересечения. Упражнение с одной палкой поможет «нащупать» и этот момент, особенно если вы попрактикуетесь на более крутом склоне.
Тренируясь, помните, что все элементы «схемы» – части целого. Они взаимосвязаны, как движение крыльев и хвоста у птиц, например. Мы заучиваем их по отдельности, чтобы в итоге собрать воедино и перевести в навык. Даже птице нужно время, чтобы научиться летать как следует. Увидимся на склоне!
По материалах whrussia.ru
1коментар