Airbus прекращает производство широкофюзеляжных самолетов А380. В 2021 г. он завершит их поставки. Время подвести итоги истории гигантов от рождения до конца программы.
Закрытие программы двухэтажного гиганта не слишком удивило экспертов, учитывая растущее число отмененных заказов и снижение интереса авиаперевозчиков к этой модели. Планы по завершению производства A380 были объявлены уже в конце 2017 года. Этому способствовал отказ авиакомпании Emirates от 40 заказанных самолетов. Заказ на 20 машин был также отменен лизинговой компанией Amedeo, которая планировал оперировать A380 по формуле краткосрочной аренды.
Характеристики А380
A380 – это двухпалубная машина, которая может поместить на борту в зависимости от конфигурации от 520 до 850 пассажиров. Размах крыльев самолета составляет 80 м, а длина корпуса – 73 м. Несущая поверхность машины 845 кв. м. Самолет имеет высоту 24 м, что соответствует восьмиэтажному зданию. A380 оснащен четырьмя двигателями. Масса самолета составляет 276 тонн. Машина принимает на борт до 259,2 т топлива. Может совершать беспосадочные перелёты на расстояние до 15 400 км.
Вместимость самолета на 35% больше, чем у главного конкурента Boeing 747. Одной из проблем при строительстве А380 была проблема веса, потому что лишний килограмм нагрузки увеличивает расход драгоценного топлива.
История программы A380
Концерн Airbus намеревался построить самый большой пассажирский самолет в начале 90-х, чтобы конкурировать с Boeing, который был культовым реактивным самолетом с 1969 года.
Когда Airbus принял решение о запуске программы A380 19 декабря 2000 года стоимостью почти в 9 млрд евро, заказы пошли очень быстро. Шесть перевозчиков, заинтересованных в покупке 55 экземпляров, объявились сразу.
18 января 2005 года, был представлен первый самолет A380 с серийным номером 001. Затраты на программу уже превысили предполагаемый бюджет и колебались в пределах 11 миллиардов евро. Это было продиктовано изменениями конструкции на этапе сборки. Airbus попросил поставщиков сборочных узлов максимально уменьшить свой вес, чтобы улучшить характеристики конструкции.
Первый полет А380 состоялся 27 апреля 2005 года в Тулузе. В кабине были два пилота и четыре инженера. Полет прошел успешно, и Airbus уже готовился к дальнейшим испытаниям. К концу того же года A380 вылетел в Сингапур, Брисбен, Сидней, Мельбурн и Куала-Лумпур.
В ноябре 2005 года на авиашоу в Дубаи A380 был выставлен на покраску линией Emirates. Последующие испытания в разных уголках земного шара прошли хорошо. Настоящей вехой в истории самолета стала успешная попытка эвакуировать 853 пассажира и 20 членов экипажа менее чем за 90 секунд и только через половину аварийных выходов.
Первый подготовленный к продаже А380 носил серийный номер 003 и совершил свой первый полет в мае 2006 года. К концу этого года вылетели восемь экземпляров двухэтажного гиганта, пять из которых были созданы только для целей тестирования и совершили в общей сложности 730 полетов общей продолжительностью более 2300 часов.
Производственный процесс
Элементы A380 производятся по всему миру. Ключевые детали создаются во Франции, Германии, Испании и Великобритании. Поскольку детали корпуса очень внушительны по размерам, их доставляют на борту Airbus Beluga, кораблями и баржами, а также колесным транспортом. Собранный A380 вылетает в Гамбург, где проходит процесс окраски. Чтобы покрыть всю поверхность самолета (3100 кв.м), требуется 3600 л. краски. Был снят документальный фильм о сложном процессе производства самой большого пассажирского самолета в мире.
Клиенты A380
Первым клиентом Airbus был Singapore Airlines. Первый коммерческий рейс A380 состоялся на линии Сингапур – Сидней 25 октября 2007 года. Самолет имел 471 место, из которых пассажирам было предложено 12 мест первого класса, 60 мест бизнес-класса и 399 мест эконом-класса.
Большинство авиакомпаний – заказчиков A380 – не решились заказать самолет в самой вместительной конфигурацией с 853 посадочными местами и выбрали варианты, предлагающие пассажирам беспрецедентный уровень комфорта и большие возможности для перевозки грузов или увеличения дальности полета.
В настоящее время во всем мире используется более 230 самолетов A380. Крупнейшим владельцем является Emirates, который управляет 109 гигантами. На втором месте в этой категории – Singapore Airlines (19), третьем – Lufthansa (14).
К концу января 2019 года у A380 было 316 заказов. Первоначально Airbus оценил точку безубыточности в 420 единиц. Проект поглотил 28 миллиардов евро, что кажется невосстановимым. Поскольку количество заказов регулярно уменьшалось, Airbus принял решение по снижению производства A380.
Японские авиалинии Skymark Airlines разорвали контракт с Airbus на поставку шести гигантов из Европы. Российская компания «Трансаэро», заказала четыре A380 и обанкротилась в 2015 году. Тремя годами ранее линия Kingfisher рухнула, ожидая поставки пяти самолетов. От некоторых заявленных заказов отказались другие крупные авиакомпании .
В 2017 году было изготовлено 20 самолетов, в прошлом году – 12, и еще 8 планируется выпустить.
На сегодня день Airbus поставил 234 A380 в 13 авиакомпаний: Emirates (109 ВС), Singapore Airlines (24), Lufthansa (14), British Airways (12), Qantas (12), Air France (10), Etihad Airways (10), Korean Air (10), Qatar Airways (10), Asiana Airlines (6), Malaysia Airlines (6), Thai Airways International (6) и China Southern Airlines (5).
Финал гиганта
Решение Airbus означает закат эпохи гигантских самолетов, которая, впрочем, длилась очень недолго. Период производства A380 длился 25 лет. Количество самолетов, введенных в эксплуатацию, в итоге составит 250 штук.
Эксперты говорят, что A380 проиграл соревнование не только с B747, но и с самим собой, а также потерпел поражение от более экономичных самолетов. Одной из причин падения интереса авиакомпаний к A380 было то, что развитие отрасли, предложенной Airbus в виде такого большого самолета, не сочеталось с быстрым развитием инфраструктуры аэропортов.
Прекращение производства A380 произошло из-за определенной тенденции в пассажирской авиации. Авиакомпании все чаще и чаще выбирают машины малого и среднего размера.
По материалам pasazer.com. Mateusz Gałabuda