Когда стопиццот лет назад у нас появилась возможность путешествовать дальше Чопа и южнее Херсона, многие ринулись покорять Европу. Нас не пугали ни очереди в посольства, ни необходимость получать по две-три визы за раз, ни тонны документов для этого, ни вероятность переделки некоторых справок, походы к нотариусам и прочие увлекательные квесты.
Начало
Первые туры были либо за 100 долларов, но поближе, либо гораздо дороже, но по всем странам. Минусом таких путешествий была попытка многих агентств втиснуть «пятилетку в три года» – т.е. проехать за три дня пять стран – это было обыденностью. Посетить за день 4 города – легко. Селиться в отелях, которые еще вчера были сараями, хлевами и ангарами – да после колхозов мы и не такое могем! Набиваться в автобус, как шпроты в консерву и ехать на баулах с сувенирами – да пожалуйста! Ложиться спать, когда петухи прочищали горло для побудки, спать в автобусах в позах, от которых бледнели даже некоторые иллюстрации кама-сутры – все это было. Некоторых такой адреналин даже бодрил – «в гробу отоспимся!» – оптимистично восклицали они.
В условиях ассортимента
Прошли даже не годы – десятилетия. Наши туристы накопили багаж лет, опыта и устойчивое нежелание «сайгачить» за три моря и опознавать фото из городов, только сверяя их по программе тура. В последние годы в туристическую моду уверенно входит тренд неспешного отдыха. Этот тренд устойчив, разнообразен и подходит не только туристам зрелым, но и миллениалам.
Но если люди молодые все же норовят больше собирать впечатления, чекиниться, фейсбучиться, инстаграмиться и экономить деньги, зрелым туристам нужно немножко другое. Я читала многие отзывы самостоятельных и неспешных туристов, но, если честно, вариант «уик-энд за бугром за 100 баксов» морально устарел. Ехать большой компанией на съемную квартиру, чтобы сэкономить на проживании, везти с собой колбасу и овсянку, выбирать пешие прогулки, ибо «билеты такие дорогие», покупать один гуляш на всех и кофе из Старбакса как пример немыслимого кутежа… м-м-м-м, такой отдых на любителя.
В поездках ценится свобода: вот самостоятельные туристы, приезжающие в другую страну, чтобы внутри нее увидеть все самое интересное и познавательное. Иногда им удается сэкономить на акциях в музеях, повидать исторические ценности и интересные места, буквально пропитываясь культурой и укладом. Можно приехать в Париж в автобусном туре, но, пока остальные бегают по экскурсиям и втискивают в свободные два часа шопинг и перекус, просто гулять по городу, сидеть на открытых террасах и наблюдать жизнь городков. Ощущать себя если не местным, то приобщенным. Не гнать, высунув язык, не нервничать – а хватит ли времени на обед, а успеем ли мы зайти внутрь того собора, о котором говорила экскурсовод… Не чувствовать себя в толпе гладиаторов, бегущих на арену… Просто сидеть, чувствуя, как ухо ласкает шум города, солнце тихонько греет кипарисы и в воздухе немыслимый аромат хвои и кофе на столике рядом с локтем и пакетом с сувенирами и вкусностями.
Клубные туры
Для меня почти идеальный вариант – это неспешный тур в небольшой группе. Да, такое удовольствие стоит дороже обычного тура. Но вам вряд ли предложат сутки в автобусе, отели-сараи и группу в полста человек. Как говорит Ирина Веретенникова, директор туркомпании Геополис и организатор подобных туров, изюминкой такого неспешного отдыха является небольшая группа, 4*-ные отели с продуманным расположением и атмосферным дизайном (4-7 ночей в одном отеле, радиальные выезды). При этом нет ранних подъёмов и поздних приездов в отель, ведь должно быть время «для себя любимых»: прогуляться в окрестностях, полюбоваться пейзажами, посидеть в ресторанчике с бокалом вина под хорошую музыку. Кроме того, в программу включают экскурсии на «нестандартные» объекты и музеи, которые проводят лучшие лицензионные гиды. Ну и, конечно, всякие вкусности – дегустации местных деликатесов и специалитетов: вина, сыров, сладостей, кофе – непосредственно у производителей; посещение лучших местных тратторий с домашней кухней по старинным рецептам. И, как вишенка на торте – необычные места посещений: лавки алхимиков, фламенко у цыган, мастерские витражистов, устричные фермы, мастер-классы «живопись вином» и т.д.
Впрочем, те, кто хотят, например, досконально ознакомиться с такими грандами мировой культуры, как Париж, Рим или Вена, тоже могут это сделать в небольшой группе – как говорит основатель MyWay Павел Непокрытый – так даже интереснее и дешевле. Группа останавливается в городе на несколько дней. Нужно давать больше свободного времени, детально рассказывать людям, куда можно пойти. Они должны быть как бы в группе, но и иметь свободу действий. Обязательно нужно включать посещение СПА. Это снимает усталость. Организовывать вечерние посиделки у костра. Тем более, что чем дороже тур, тем интереснее публика в нём собирается. Многие туристы летят за общением с единомышленниками.
Кроме гастрономических туров, которые уже достаточно распространены и включают кулинарные мастер-классы, посещения производств, например, сыра, масла и вина, популярными становятся туры с физической активностью – например, йога-туры, аюрведа, туры по местам релакса и спа, серфинг-туры.
Хотя не все смогут долго выдержать такое медитативное состояние – жители больших городов рано или поздно почувствуют зуд в известном месте или будут вынуждены бежать в места обитания, подгоняемые мессенджерами, соцсетями и прочими коммуникативными бичами. Так что пока есть силы и возможности – нужно выбирать неспешный отдых, полноценный и разнообразный, ведь спешный мы выбрать всегда успеем, да и «неотдых» тоже.
Как правильно?
Путешественники чаще других попадают в круг обсуждения – друзей, знакомых. Они на виду – через соцсети прежде всего. Кто-то на основании их собственных стандартов и предпочтений заметит, что вы отдыхаете «не так»? Скажет с высоты своего опыта, что ходите по «затоптанным» местам и открываете давно открытое?
Не ведитесь на провокацию. Путешествуйте, как вам хочется. Включите «Тонкое искусство пофигизма» – так называется книга Марка Мэнсона. Есть в ней такая цитата: «Путешествия – это фантастический инструмент саморазвития, потому что он отвлекает вас от ценностей вашей культуры и показывает, что другое общество может жить с совершенно другими ценностями. Это воздействие различных культурных ценностей и метрик затем заставляет вас пересмотреть то, что кажется очевидным в вашей собственной жизни, и подумать, что, возможно, это не обязательно лучший способ жить».
При бронировании жилья на Booking.com, получите кешбэк 4% от Мандрии.
Mandria в Телеграм