Где бы вы не обедали – среди звезд Michelin или в скромной карпатской колыбе, правила вежливости и соблюдение неписанного кодекса посетителя всегда способствует повышению общей ресторанной культуры. Как сказал однажды ресторанный эксперт: «Манеры – это чувствительное понимание чувств других. Если у вас есть понимание этого, у вас хорошие манеры, независимо от того, какую вилку к какому блюду вы используете».
9 неписаных правил поведения в ресторанах, которые всем, вроде бы и понятны, но их почему-то нарушают. А, может быть, у вас есть свои правила? Добавьте их в комментариях к этой статье.
Ждите, сколько надо, иначе зачем вы пришли?
Вы ведь, наверняка, помните такую ситуацию: гости на пороге, а у вас утка в духовке и салат ждет последней точки – лимонного соуса. Вы обещаете себе: еще минут 15, и все будет готово, но проходит 45 минут, прежде чем мясо как следует прожарится. И это лишь одна из многих истин обеда: для приготовления вкусной еды нужно ровно столько, сколько нужно.
Поэтому помните: терпение – это добродетель, и кричать на сотрудников ресторана, которые все не несут ваш заказ – билет в один конец, чтобы вам потом были здесь не рады.
Выход: Попробуйте заранее выяснить, есть ли у ресторана мобильное приложение и закажите сложные блюда заранее, чтобы не томить себя ожиданием.
Если ваш телефон звонит, это проблема
Это 2017 год, и сейчас почти все постоянно говорят по телефону, фотографируют, записывают и Instagram-ят все подряд даже в ресторане. Иногда это становится просто катастрофой.
Фотовспышка повторяется в полумраке ресторана только потому, что вы хотите сделать 100 различных вариантов групповой фотографии 12-ю разными телефонами? Разговор с вашим дядей о его самочувствии уже полчаса занимает внимание всех гостей ресторана? Вам определенно лучше выйти или выключить телефон.
Вывод: неписанное правило – в общественном месте ставить телефон на беззвучный режим, а в случае звонка выходить из зала.
Общий стол – не место для знакомств
Рестораны с общими столами – новый мировой тренд: гостям предлагают разместиться за большими столами, рассчитанными минимум на 8–10 человек. Очень часто такие столы ставят у открытой кухни, чтобы посетители могли наблюдать за процессом приготовления блюд.
Не ведите себя как ребенок на детском празднике – не обязательно знакомиться и общаться со всеми за общим столом. И ради бога, никогда не поворачивайтесь к соседу по столу со словами «Я не хотел вас подслушивать, но …»
Выход: наслаждайтесь вкусами и не нарушайте личное пространство каждого.
Дети шумят – выведите их из зала
Некоторые рестораны пошли на решительный шаг, объявив концепцию «только для взрослых». Но к счастью, большинство заведений рады гостям любого возраста. Но если ваш драгоценный сыночек закатывает истерику на весь зал, а вы не выводите его в течение первых 30 секунд, вы делаете ситуацию проблемой всех гостей.
И если рев на людях – обычное явление для ребенка, лучше подождите несколько лет, пока он подрастет, прежде чем испортить всем вечер пятницы в любимом стейк-хаусе.
Вывод: прихватите с собой игры и развлечения, чтобы ваши дети не скучали.
Шеф ресторана – не ваш личный повар
Заменить майонез на оливковое масло в салате – вполне возможно. Положить петрушку вместо базилика, грецкий орех вместо арахиса – тоже. Сообщить, что у вас аллергия на мед – святое дело. Однако всему есть предел. Если вы просите заменить чуть ли не половину ингредиентов заказанного блюда, возможно, вам лучше выбрать что-то другое. Конечно, ресторанная кухня должна быть готова удовлетворить вас, но вы не можете ожидать услуг личного шеф-повара. Если вам нужен такой, зарабатывайте достаточно и наймите его.
Вывод: выбирайте блюдо, которое максимально соответствует вашей диете.
Не обвиняйте официанта в ошибке кухни
Если официант разлил содержимое тарелки, перепутал степень прожарки мяса или перчености блюда – вы, конечно, вправе выставить претензию. Но очень маловероятно, что он попросили поваров недоварить брокколи, и уж, конечно, не его вина, если в ресторане заканчивается лосось.
Вывод: будьте справедливы к линейному персоналу, который по большому счету не отвечает за качество блюд.
Это не ваш личный супермаркет
Если вы выходите из ресторана с упакованной едой из заказа – это нормально. Но если вы решили захватить упаковку кетчупа, солонку или бутылку с оливковым маслом – это уже дурной тон. Помните – вы можете забрать домой только то, что оплатили или комплимент от повара.
Вывод: смело забирайте недоеденное и ничего больше
Недорогая еда не означает маленькие чаевые
Этот вопрос стал очень острым в период расцвета Groupon и ему подобных. Помните, как двоюродный брат вашего друга пытался пригласить вас на совместный ужин, чтобы было дешевле? Однако помните: будь то купон, подарочная карта или 10%-ная скидка, если вы заплатили за еду меньше, это не означает, что официант выполнил меньше работы. Оставляйте чаевые, которые вы бы оставили при полном счете. Это – правило хорошего тона, которое, к сожалению, многим не знакомо.
Вывод: готовясь к обеду, рассчитайте для себя размер чаевых и корректируйте их в зависимости от старания официанта.
Ошиблись с выбором? Отвечайте за ошибку сами
Есть много законных и веских причин, чтобы отправить заказанное блюдо обратно на кухню. Да, вы были слишком отвлечены, думая о предстоящей операции вашей тети и забыли спросить, что такое «chitarra», а оказалось, что это макароны, а вы на безглютеновой диете… Извините, но это ваша ошибка.
Вывод: Если вы «натупили», выпутывайтесь сами. Как выход – попросите упаковать блюдо для своих соседей.