Монблан – «последняя ступень земной лестницы». В такой эффектной метафоре представил свой восторг перед высочайшей вершиной Западной Европы Александр Дюма.
Монблан, или Белая гора, высотой в 4807 м, в хорошую погоду видна из соседних Италии и Швейцарии. Прежде это были земли герцогов Савойских, нынче вершина – гордость Франции, как и город у ее подножия – Шамони. В начале 19-го века он стал первым горным курортом Европы. Как и сегодня, сюда, в зону альпийских лугов, тогда приезжали ради величавой красоты самых высоких гор. Кто-то был готов их покорять (альпинисты и горные туристы), кто-то – любоваться.
Сегодня к ним добавились фрирайдеры и вездесущие любители сэлфи. Сделать чек-ин на заоблачной высоте во всех смыслах круче, чем на равнине.
Колыбель мирового туризма и альпинизма город Шамони-Монблан – культовое место, куда стремятся со всего мира. Он лежит в узкой долине по берегам реки Арв. Летом здесь прохладней, чем в городах и на морских курортах, колоритно и нескучно: фестивали, соревнования, концерты, аттракционы. В летнюю пору долина Монблана слывет французской «курортной столицей», а Шамони по числу туристов соперничает с Ниццей. Причиной тому – богатейшая инфраструктура, выбор вариантов размещения и удобное сообщение.
Шамони – типичный альпийский центр: городок одной улицы (пешеходная зона). При этом довольно вместительный по количеству гостей: более 90 отелей, свыше 4 тыс апартаментов любой категории (от 1* до 5*), около 100 ресторанов, 200 магазинов, 3 кинотеатра, дискотеки, кафе, бары, сауны, боулинг, несколько ночных клубов, казино, спортивный комплекс с крытым бассейном.
Концентрация горных вершин «первого порядка» (тех, что выше 4000 м) в долине Монблана – запредельная. Сам Шамони лежит в зоне альпийских лугов, на высоте 1035 м. При этом соблазняет гостей забраться к черте вечных снегов. В наше время подняться к ним куда проще – из Шамони к плато и вершинам стартуют ведут сразу несколько маршрутов.
Первым стал железнодорожный маршрут на Монтенвер (монорельсовая ветка вела к станции на высоте 1913 м над уровнем моря). Его открыли 110 лет назад, в 1908-м, и пассажиры прямо с перрона могли любоваться грандиозным Ледовым морем (франц. Мер-де-Гляс), гигантским ледником в 400 м толщиной, что сползает в долину Монблана на фоне суровых скал. Сегодня гостям предлагают визит в ледяную пещеру, экскурсию по музею Монтевера, где представлены история и живой мир этих мест.
Второй маршрут проложили почти через полвека, в 1955-м. То была канатка к пику из двух вершин – Эгюйи-дю-Миди (с франц. «Южный пик») высотой в 3842 м. В ту пору – высочайший в мире и самый быстрый подъемник. Поверьте, за 20 минут взлететь с 1034 на 3842 м всего с одной остановкой на промежуточной станции – восторг, который не уместить в самые яркие фразы. Мне не однажды посчастливилось бывать на переходах и террасах огромного комплекса, которые будто нанизали на скалистые иглы Южного пика, и всякий раз то были запредельный восторг и удивление.
Подъём на Эгюй-дю-Миди – уникальная возможность рассмотреть нереальные панорамы Монблана, которые остаются снежными даже зимой. Самое впечатляющее – ледник Мер де Глас.
Проехав на кантке первую часть маршрута, выходишь на промежуточной станции Plan de l’Aiguille (2317 м). Это отправная точка для несколькох треккинговых маршрутов, а также стартовая площадка для парапланеристов.
За первым этапом следует подъем на канатке куда стремительней и прямо на вершину пика. Отсюда открывается вид на пик Монблан – высшую точку Европы. Конечно, если ему на макушку не сядет облако.
Однако среди пассажиров подъемника не только досужие туристы в поисках красивых панорам, но и лыжники, ведь с гребня Эгюий-дю-Миди начинается один из самых зрелищных и долгих спусков в Альпах (более 20 км). Часть его доступна круглый год. При этом спускаться по маршруту разрешено лишь в небольших группах в сопровождении гида.
А еще от пика стартует опасный треккинг на вершину Монблана, который сопровождают опытые гиды Шамони. О людях этой профессии написаны книги, сложены легенды. И пусть в мире есть и более высокие вершины (Эльбрус на Кавказе, Эверест в Гималаях), но альпинизм возник именно здесь, в Шамони, где впервые в мире создали инфраструктуру для активного отдыха, основали гильдию гидов и наладили работу спасателей высшей квалификации.
Как добраться?
От ближайшего аэропорта – в Женеве – не дольше 2 часов езды до Шамони. Билеты на регулярные маршруты, как и индивидуальные трансферы сегодня можно забронировать он-лайн через сайт курорта.
До соседней Италии с ее не менее живописной долиной Аосты – еще ближе: дорога ведет через уникальный тоннель под Монбланом длиной 11 км. Он выводит в итальянский Курмайор, городок весьма знаменитый и не менее атмосферный, чем французский Шамони.
Не намного дальше и до Швейцарии горной: оттуда в долину Монблана ведет серпантин через перевалы Форкла и Монте, известные своими красотами. Впрочем, в Швейцарию легко можно забрести и пешком, гуляя по горным тропинкам вокруг французского поселка Валлорсин (он в 15 минутах езды от Шамони). Так что сверяйтесь с указателями, если вдруг не сообразите, в какой именно стране вы находитесь.
Как и откуда добираться?
Авиа
- Международный аэропорт Женевы (88 км), рейсы ежедневно.
- Международный аэропорт Лион–Сент-Экзюпери (220 км), ежедневные рейсы из Киева через аэропорты ЕС (Вена, Милан, др.).
Поездом
- Региональные экспрессы TER и скоростные поезда TGV (пересадка в Сен-Жерве-ле-Файе, в 20 км от Шамони).
- Экспресс Монблан (через станции Сен-Жерве-ле-Файе и Мартиньи в Швейцарии и через городки Серво, Лез-Уш, Шамони, Аржантьер и Валлорсин во Франции).
Авто, автобус
- Из Франции: по «Белой автостраде» (A40). Из Швейцарии: по автостраде до Мартиньи и далее через перевалы Ла-Форкла и Монте.
- Из Италии: через туннель Монблан – до границы всего 15 км.
Полезные контакты
1коментар