Сейчас, когда в Париже нет привычной туристической суеты, самое время попутешествовать по столице Франции и ее предместьям. Сделать это легко, так как метро и скоростные электрички RER за несколько минут доставят путешественника в интересующую его точку. Вам придется по душе маршрут, проложенный по следам знаменитого импрессиониста Клода Моне.
Бульвар Капуцинок
Наиболее полно атмосферу Парижа передает картина Моне «Бульвар Капуцинок», одна из самых знаковых работ художника. Толчея горожан, пролетающие кабриолеты – все это и сейчас есть на бульваре, только вместо конных экипажей нескончаемый поток машин. Бульвар капуцинок – один из шести в первом бульварном кольце Парижа. Здесь расположено большое количество кафе и ресторанов, в которых цены намного ниже, чем на Елисейских Полях или в районе Лувра. Больше половины веток метро имеют станции в районе первого бульварного кольца. Здесь вы почувствуете себя истинным парижанином, особенно, если посетите один из ресторанчиков или знаменитую галерею Лафайет.
Парк Монсо
Париж удивителен тем, что, несмотря на наплыв туристов, в нем всегда можно найти место для уединения и спокойного отдыха. Одно из таких мест – парк Монсо, запечатленный Клодом Моне на картине с одноименным наименованием. Для того чтобы его посетить, нужно перейти с бульвара Капуцинок на бульвар Курсель, находящийся на втором бульварном кольце в районе Триумфальной Арки, или проехать на метро от остановки «Опера» до остановки «Монсо».
Парк Монсо невелик, его площадь чуть больше 8 га. Однако здесь разместилось несколько памятников (Ги де Мопассану и Шарлю Гуно), колоннада в коринфском стиле, стильная ротонда, зимний сад, небольшой водопад и множество уютных уголков, где можно просто отдохнуть. Этот участок в самом сердце Парижа в 1769 году приобрело семейство герцогов Орлеанских. В середине 20 века барон Осман пригласил несколько дизайнеров, которые превратили заросший старый сад в пейзажный парк в английском стиле. Тихий Монсо жители города избрали местом утренних пробежек.
Вокзал Сен-Лазар
Если подняться от Бульвара Капуцинок вверх на второе бульварное кольцо, пройти по бульвару Османа и дальше по улице Рим, вы окажетесь возле вокзала Сен-Лазар. Клод Моне арендовал студию неподалеку и несколько раз останавливался в отеле «Лондон. Нью-Йорк», окна которого выходят на вокзал. Сен-Лазар, открытый в середине 19 века, по тем временам являл собой чудо техники. Клод Моне отобразил его на 8 полотнах. Поезда из Сен-Лазара направляются на северо-запад в Нормандию. Отсюда легко добраться в городок Живерни, в котором Моне построил дом и развел прекрасный сад. Отсюда Моне ездил на поезде в Монжерон в имение мецената искусства и своего заказчика и Эрнеста Ошеде.
Монжерон
Это предместье Парижа, в которое из центра Парижа на скоростной электричке RER можно добраться всего за 17 минут. В Монжероне в старинном замке Роттембург находилось поместье финансиста и покровителя искусств Эрнста Ошеде. Клод Моне выполнял для него декоративные панно «Пруд в Монжероне» и «Уголок сада в Монжероне». Здесь у пруда Клод Моне любовался кувшинками, и эту любовь к белоснежным красавицам сохранил на всю жизнь. Выполнение заказа затянулось, и Клод Моне переехал жить в дом к Ошеде. Здесь он влюбился в жену финансиста Алису, стал ее любовником, а позже, когда Ошеде умер, женился на ней, взяв на содержание шестерых ее детей. Монжерон также вошел в историю тем, что 1 июля 1903 года здесь стартовала велогонка Тур де Франс.
Аржантёй
В жизни Моне часто случались периоды, когда он испытывал крайнюю нужду, один из них – пребывание в предместье Парижа Аржантее. Этот маленький городок на берегу Сены в 12 км от центра столицы Франции был излюбленным местом отдыха парижан. Его выбрали для пленэров молодые художники, которые впоследствии стали именоваться импрессионистами. Они смело экспериментировали со светом, пытаясь передать в своих картинах не строгое изображение, а впечатление от увиденного. Здесь Моне написал около ста картин: мост через реку, ручей, берег Сены, лодки. Самое известное полотно – «Поле маков», на котором изображена молодая жена художника Камила и маленький сын Жан. Моне женился на Камиле вопреки воле родителей, картины плохо продавались, семья бедствовала. Жизнь художника в этот сложный период жизни характеризуют строки письма к Эдуарду Мане: «Мне все труднее и труднее. С позавчерашнего дня у меня нет ни одного су, а в кредит больше не дают ни у мясника, ни у булочника».
Лес Фонтенбло
В Фонтенбло, в 60 км от Парижа, находится замечательный королевский замок, который привлекает множество туристов. В этот пригород летом 1863 приезжают молодой Моне и его друг Базиль. Но не красавец-дворец привлекает их внимание, а окружающий его лес Фонтенбло, на окраине которого в деревушке Шайи они останавливаются в отеле «Под белым конем», где хозяин готовит им пышные угощения. Вскоре закончились деньги, и друзья перебираются в более дешевый «Золотой лев», где за 3 франка можно было получить полный пансион с отличным столом и вином. После нескольких дней блужданий по лесу Моне нашел, что искал – открытую зеленую лужайку, где и установил свой мольберт. Наши туристы, конечно, не будут блуждать по лесу, их интересует один из красивейших дворцов Франции. Добраться до Фонтенбло можно на автобусе, заказав экскурсию, или на поезде с Лионского вокзала – время в пути 40 минут, выйти нужно на станции Авон.
Виль д’ Авре
В этом маленьком уютном городке Клоду удалось осуществить самые дерзкие планы. Еще находясь в Шайи на солнечной лесной поляне, он задумал новую композиционную схему: сцену завтрака на траве. Весенняя лесная поляна должна быть заполнена обществом дам и мужчин. Такого рода картина уже была написана его другом Эдуардом Мане, но Моне, добившись в лесу Фонтенбло поразительных результатов в технике передачи солнечного света, решил сделать грандиозное полотно, для чего купил холст длиной в шесть метров. Но исполнению плана помешали происки кредиторов, от которых пришлось срочно бежать из Парижа.
На этот раз в Виль д’ Авре. Здесь, готовясь к исполнению замысла, Моне написал большое полотно «Женщины в саду», а моделью для всех персонажей ему служила жена. Наконец он приступил к работе над «Завтраком на траве». Заготовленных в Фонтенбло эскизов хватило для того, чтобы написать эту грандиозную картину, площадь которой превышала 20 квадратных метров. Исполнению задуманного в полной мере способствовала особая аура Виль д‘Авре. Недаром этот городок привлекал внимание многих великих парижан. Здесь снимали дома Оноре де Бальзак, Альфонс Доде, Виктор Гюго и Теофиль Готье. Знаменитый Камиль Коро, предшественник импрессионистов, купил здесь дом, сделав его своей резиденцией. Сейчас на берегу пруда, где творил Коро, стоит ресторан, носящий его имя и имеющий мишленовскую звезду. Близость Версаля делает поездку в Виль д’Авре вдвойне привлекательной.
Сад Тюильри
Это самое доступное из всех мест, где Моне рисовал картины. Он находится рядом с Лувром. Но сад Тюильри тогда и сейчас – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Если во времена Моне это был большой сад, поражающий буйством красок во время весеннего цветения, то сейчас это парк с широкими аллеями, цветниками, скульптурами, подаренными Парижу известным художником и скульптором Майолем. В Тюильри находится два музея «Оранжери» и Современного искусства. Летом здесь размещаются колесо обозрения и аттракционы для детей, есть несколько кафе.
Улица Сен Дени
У Моне есть две картины-близнеца, которые он написал, прогуливаясь по Парижу в день Национального праздника – Взятия Бастилии. На них изображены две улицы с флагами. Первая – Сен-Дени – одна из старейших улиц Парижа, которая начинается в центре города и заканчивается Аркой Сен-Дени у бульвара Османа. Здесь находится один из старейших фонтанов Парижа, из которого во время национальных праздников течет вино и молоко. На улице много магазинчиков, книжных лавок, кафе, ресторанов, роскошных отелей. Но самым знаковым местом является расположенное здесь аббатство Сен-Дени – в нем короновались все монархические особы Франции, здесь же они находили свое последнее пристанище.
10. Улица Монторгей
Моне писал, что случайно попал на эту улицу в тот же день, и ему очень понравились флаги, вывешенные в каждом окна по случаю праздника. Он попросился в чей-то дом и на балконе набросал основу своей, теперь знаменитой на весь мир картины. Сейчас эта улица пешеходная, она вымощена мрамором, и проезд разрешен только для горожан, проживающих на ней. На ней и в воскресенье (что большая редкость для Парижа) открыты все магазинчики, лавочки, кафе и рестораны. В доме номер 53 находится знаменитая кондитерская Штоера, которого привезла из Польши королева Мария, жена Людовика 14. В доме номер 78 до сих пор располагается устричный ресторан «Скала устриц», упоминание о котором есть у Бальзака в «Человеческой комедии». Одним словом, это – очень парижская улица.