Наши представления о Ближнем Востоке, полученные в результате просмотра мультфильма «Аладдин», далеки от реальности. Предлагаю взглянуть на Ближний Восток глазами его жителей.
Дети небес
- Год выхода 1999
- Режиссер Маджид Маджиди
- Страна Иран
Третьекласник Али и его младшая сестра Захра живут в бедном районе большого города. Мама тяжело болеет, приходится жить на более чем скромную зарплату отца. Али забирает туфли сестры из ремонта, и по дороге домой теряет их. Теперь на двоих у детей всего одна пара обуви. По счастью, в школе, объявлены спортивные соревнования в беге. Победителям обещаны ценные призы, среди которых новенькие кроссовки. Фильм стал несомненной удачей не только режиссера, но и детей-актеров. Происходящему на экране веришь от первого до последнего кадра. Недаром фильм «Дети небес» получил «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
И черепахи умеют летать
- Год выхода 2004
- Режиссер Бахман Гободи
- Страна Ирак
Курдский лагерь беженцев на границе Ирака и Турции. Канун вхождения американских войск в Ирак. Дети в палаточном городке зарабатывают на жизнь разминированием минных полей и продажей мин для повторного использования. Неформальный лидер ватаги – тринадцатилетний подросток Саттелит. Среди новичков лагеря – молчаливая девочка Агрин с братьями. Один из них калека, по слухам обладающий даром предвиденья, другой – слепой малыш. Даже в нечеловеческих условиях дети остаются детьми. Простая история: красивая девочка, мальчик который пытается ей понравиться. Однако в ходе повествования «всплывают» подробности, заставляющие по-иному видеть происходящее. Абсолютно лишенный героического пафоса и совершенно несентиментальный фильм производит ошеломляющее впечатление.
Будда рухнул от стыда
- Год выхода 2007
- Режиссер Хана Махмальбар
- Страна Афганистан
Селение Бамиан со скульптурами Будды (памятником ЮНЕСКО) было местом расположения монастыря и духовным центром Афганистана. В 2001 году пятидесятиметровые скульптуры Будды были взорваны талибами. Семья шестилетней Бахтей живет в пещерном селении рядом с руинами монастыря. Девочка хочет пойти в школу, чтобы научиться читать интересные истории. Ей очень нужна тетрадь, ручку заменит мамина помада. Однако по дороге в школу Бахтей встречает препятствие – мальчишки играют в войну. Маленькая «чужачка» тут же назначается врагом. Врага нужно закидать камнями, закопать живьем или взорвать. И если западные мальчишки в своих играх воспроизводят голливудские «боевики», то мальчишки афганские повторяют действия взрослых – героев талибов, которых они боготворят, американских солдат, воплощающих непобедимую силу. Круг насилия, воспроизводящего насилие. Жуткий круг втягивающий в себя и тех, кто не желает принимать в этом участие. Будет ли услышан голос храброй шестилетней девочки повторяющей: «Я не хочу играть в эту игру!». Поразительно, что фильм, оказывающий на зрителя столь сильное эмоциональное воздействие, снят девятнадцатилетней девушкой.
Ваджда
- Год выхода 2012
- Режиссер Хайфа Аль Мансор
- Страна Саудовская Аравия
Ваджда – десятилетняя арабская девочка, единственный ребенок в семье. Она любит музыку, смотрит футбол, лучше отца играет в компьютерные «стрелялки» и не любит школьной зубрежки. Перед нами веселый, активный ребенок. И этот ребенок хочет кататься на велосипеде. Жаль только, что подобные действия в религиозном обществе недопустимы. Наблюдая за повседневностью девочки в школе, на улице, дома, мы обнаруживаем все больше «запрещено», «грешно», «позорно». Однако Ваджда не намерена отказываться от своей мечты. И если родители не собираются покупать велосипед, значит надеяться придется только на собственные силы. В фильме нет широких панорам, чарующих пейзажей, драматических событий. Однако концентрируясь на повседневности «Ваджда» знакомит зрителей с традициями страны не хуже документалистики. Примечательно, что «Ваджда» стала первым в истории кинематографа полнометражным фильмом, снятым женщиной-режиссером из Саудовской Аравии. Фильм получил призы Веницианского и Роттердамского кинофестивалей и приз за лучший дебют. В первый раз за всю историю кинематографа фильм из Саудовской Аравии был номинирован на «Оскар». Рекомендуется к просмотру последователям и поборникам традиционных женских «ценностей».
Ливан
- Год выхода 2009
- Режиссер Шмуэль Меоз
- Страна Ливан
Сентябрь 1982 года, израильские войска начинают вторжение в Ливан. Танк с позывным «Носорог» пересекает границу. Экипаж – четыре парня, совсем мальчишки. Стрелок психологически не готов убить, водитель переживает о маме, заряжающий и командир экипажа бесконечно конфликтуют. Время от времени открывается люк и вместе со светом в танк сваливаются то командир, то труп, который нужно хранить до прибытия вертолета, то пленный, то союзник – боевик, говорящий на арабском, которого не понимает ни один член экипажа. По мере развития действия танк все больше напоминает ад в миниатюре, до краев наполненный горечью, ужасом, растерянностью и болью. В фильме израильского режиссера о Ливане зритель не увидит ни Израиля, ни Ливана. Но увидит нечто большее – человека на войне. Эмоционально фильм невероятно тяжелый, однако «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля эта кинолента получила вполне заслуженно.
Черное золото
- Год выхода 2011
- Режиссер Жан Жак Анно
- Страна Катар
Начало 30-х годов минувшего века, Аравийский полуостров. Местные племена ведут бесконечные войны за воду и плодородные территории. И даже самые дальновидные правители не подозревают, что совсем скоро этой выжженной солнцем земле предстоит стать самой богатой на планете. Еще ребенком сын шейха Тахир Рахим становится заложником в доме врага своего отца. Он растет в чужой семье, постепенно становясь ее частью. Влюбленный в чтение, юноша даже не подозревает, что всю жизнь ему предстоит выбирать между двумя семьями и отцами, двумя возлюбленными. Съемки фильма проходили на территории Катара. Жан Жаку Анно удалось снять масштабную, динамичную, яркую «сказку» с хорошим концом и изысканно эстетской «картинкой».
Хранитель. Легенда об Омаре Хайяме
- Год выхода 2005
- Режиссер Кавай Машаех
- Страны Государство Санджаров ( период правления Мелик-Шаха), США, Иран.
Великий ученый Омар Хайям оставил миру самый точный астрономический календарь, обогатил алгебру кубическими уравнениями, составил каталог ста ярчайших звезд, написал множество философских трудов. И только после смерти ученого мир узнал, что Омар Хайям был поэтом. Юный иранец Камран, живущий в США в XXI веке узнает от умирающего старшего брата, что он является прямым потомком великого персидского поэта. Устное предание о жизни, любви и тайнах Хайяма передавалась мужчинами семьи из поколения в поколение, и вот пришел черед Камрану стать хранителем. Фильм стоит посмотреть хотя бы ради восхитительных пейзажей Исфахана, и превосходной поэзии.