Как бы удачливы вы ни были, как бы предупредительны и подготовлены, рано или поздно в ваши планы вмешается случай. Особенно высока эта вероятность на начальном этапе путешествия, когда мы только отправляемся в отпуск. Mandria составила краткий план действий для каждого из самых распространенных авиационных форс-мажоров. Готовы?
Задержка
К сожалению, эта беда сплошь и рядом. И случается по самым разным причинам. Страйкуют ли пилоты/сотрудники аэропорта прилета/вылета, извергаются ли вулканы, обнаруживаются ли технические неполадки у поставленного выполнять ваш рейс самолета, или просто ждет ли авиакомпания транзитников.… Как бы там ни было, любой сбой в расписании, независимо от того, произошел ли он по вине перевозчика или по обстоятельствам форс-мажора, компенсируется пассажирам набором базовых услуг. Путешественникам полагается два телефонных звонка в любую точку мира и 2 электронных письма. Разумеется, за счет авиакомпании.
С питанием интересней. Время его подачи зависит от комбинации двух факторов: дальности задержанного рейса и времени его задержки. Итак, если расстояние, которое предстоит покрыть по воздуху, менее 1500 км, еда и напитки прибудут через два часа, более 1500, но менее 3500 км – минимум через три. Если же рейс длинный – более 3500 км – кормежку необходимо ждать четыре часа. И это не прихоть авиакомпаний, а принятые ИАТА нормативы. Кстати, если полет задерживается более чем на 5 часов или, чего доброго, переносится на следующий день, к сервисному пакету пассажира добавляется номер в отеле, а также трансфер из аэропорта и обратно. И тут каждый вправе или ждать вылета, или согласиться на альтернативный маршрут, или вовсе произвести возврат средств за неиспользованную часть билета и добираться до пункта назначения самостоятельно.
Отмена
Здесь все куда менее очевидно, ведь перечень плюшек за неудобства напрямую зависит от причины отмены. Если невыполнение рейса стало следствием объективных, не зависящих от авиакомпании факторов, к примеру, нелетной погоды, ограничения полетов в воздушном пространстве, закрытия аэропорта вылета/прилета, забастовки и т.п., вам должны то же и на тех же условиях, что и в случае задержки. Совсем другой коленкор, если сам перевозчик по коммерческим соображениям решает не выполнять ваш рейс – вы получите денежную компенсацию в диапазоне 250 – 600 евро. Но только в том случае, если об отмене вам не сообщили заранее. Насколько заранее? Давайте разбираться.
Если уведомление поступает более чем за две недели до планируемого вылета, авиакомпания освобождается от необходимости выплатить компенсацию, но не от обязательства перевезти пассажира альтернативными рейсами или возместить ему стоимость билета. Коль решение об отмене полета принято в период от 13 до 8 суток до вылета, пассажиру предлагается путешествие другими рейсами с вылетом в пределах 2-х и прилетом в пределах 4-х часов от указанного в билете времени. А вот если об отмене сообщается за 7 и менее дней, компания обязана обеспечить перелет в куда более жестких временных рамках – вылет не позже чем на 60 и прилет не позже чем на 120 минут от запланированных изначально. Естественно, все происходит по инициативе и за счет перевозчика, ведь это он является автором корректировки ваших отпускных планов.
- Обязательно вносите в бронировку билета свои контактные данные – номер телефона и персональный мейл. Располагая ими, ваш перевозчик сможет оперативно связаться с вами и предоставить актуальную информацию о рейсе. А вот схитрить и не оставить координаты в надежде на компенсацию не получится. Не хотите знать заранее – не надо. Вина ваша. Вам и с последствиями справляться.
Опоздание/потеря стыковки
Что делать, если опаздываете на рейс? Первое – не паниковать. И разобраться в причинах. Если у вас перелет транзитом, первый рейс задержался (или задерживается), и при этом на руках единый билет, волноваться не стоит вовсе. Авиакомпания сделает все возможное, чтоб на стыковку вы успели. В крайнем случае – предложит альтернативный вариант маршрута. Когда же в непунктуальности виноваты вы – потеряли счет времени в дьюти-фри зоне, не успели на посадку и прочее, – необходимо срочно вносить корректировки в билет. Звонить в контактный центр перевозчика и искать выход из ситуации с минимальными потерями. Затраты на изменение даты вылета ничто по сравнению со стоимостью нового билета.
Рецепт неопоздания прост. Удостоверьтесь в том, что у вас достаточно времени, чтобы добраться до аэропорта и пройти линии контроля. Сверьтесь с навигатором, заранее вызовите такси. Если едете на личном авто – накиньте еще 10 – 15 минут. Примерно столько вам потребуется, чтоб найти парковочное место, внести плату за стоянку, вынуть чемоданы из багажника и дойти с ними до терминала. Вы уже в транзитной зоне? Гляньте на свой посадочный и запомните время начала посадки и номер гейта. Подойти к нему можно не позднее, чем на 10 – 12 минут от указанного. Если растерялись в новом для себя хабе, следуйте указателям. Или обратитесь к первому встречному сотруднику аэропорта с просьбой о помощи. Проведут до гейта. В крайнем случае, укажут правильное направление. В идеале, конечно, следует ознакомиться со схемой аэропорта транзита за несколько дней до вылета. Хоть мельком. Поверьте, это никогда не будет лишним.
В теории все просто. На практике же куда сложнее. Осваивайте первую часть авиационного антикризиса. А затем приступайте ко второй, в которой мы расскажем еще о нескольких типичных форс-мажорах и том, как выходить их них с наименьшими потерями.