Мир ускоряется, а вместе с ним и транспорт. Люди отдают предпочтение самолетам, потому что они более быстрые, автобусам, потому что они ходят чаще, или личному транспорту. Поезда, как один из самых дешевых видов транспорта, остаются либо более бедным слоям населения, либо же гурманам путешествий, которые хотят ездить с большим комфортом. Такое разграничение очень ощутимо в мире, где почти нет ночных поездов с плацкартными или купейными вагонами, а остались лишь общие вагоны и экскурсионные вагоны для длительных переездов. Мы поинтересовались, а как украинские железные дороги реагируют на современные запросы. То, что появилось больше скоростных поездов с общими вагонами, мы знаем, а как насчет комфортных вагонов для тех, кто хочет удобно покататься?
VIP-вагоны по-украински: трудности с заказом и подводные камни в оплате
В прошлом году “Укрзализныця”перезентовала VIP-вагоны. Всего их 12, пять в Южно-западной филии, по два в Одесской, Львовской и Приднепровской филиях и один в южной филии.
Интерьер у них разный, но более-менее сходный. Так, в каждом вагоне есть кухня, большой зал-столовая, ванная комната с душевой кабиной, купе на 4 места и просторное спальное купе с двухспальной кроватью. На кухне есть микроволновка, холодильник и электроплита. В зале установлен мягкий уголок, компьютер, аудио- и видеотехника. Спальня оборудована кондиционером, есть также шкаф и письменный стол. Про розетки тоже не забыли, они есть и в купе, и в туалете. Комплектация купе включает две пары одноразовых тапочек, мыло, гель для душа, косметический набор, одноразовые зубные щетки, расческа, набор для шитья, освежитель воздуха, салфетки, бумага. Количество мест в каждом таком вагоне колеблется от 5 до 11.
Нам не совсем было понятно назначение обычных 4-местных купе в ВИП-вагонах, по комфортности они не отличаются от обычных, даже в СВ отдыхать удобнее. Но, возможно, по задумке, это должна была быть каморка для прислуги или охраны. В целом, роскошным вагон назвать сложно, особенно, если вы ездили в экскурсионных поездах Европы. Да и сложностей с заказом много. Например, заказывать вагон-салон нужно очень заблаговременно, ведь время на обработку вашей заявки не регламентируется В последний момент может оказаться, что вагон в ремонте или занят, или нет возможности присоединить его к нужному вам маршруту. С ценой тоже не все так просто. Ведь, кроме обозначенной на официальном сайте сумме, вам придётся оплатить еще комиссионный сбор сервисного центра (500 грн), постельное белье (210 грн) и аренду самого вагона почасово. Причем, аренда разных вагонов может отличаться в 1,5-2 раза. Со всеми подсчетами, поездка до Львова может обойтись в 15 тыс грн.
Золотой вагон
Но это еще не все, чем могут нас удивить отечественные железные дороги. Руководство вспомнило, что в советские времена вся парт-элита путешествовала по стране в личных вагонах-салонах. Со временем госдеятели пересели в личные авто и самолеты, а вагоны расформировали или отправили в депо. Но руководство «Укрзализныци» решило вспомнить былое и создали «Золотой ВИП-вагон». Здесь уже есть на что посмотреть.
Приднепровская железная дорога потратила на капитальный ремонт вагона 1988 года выпуска 10 млн 324 тысячи гривен. За эти деньги старый вагон хорошенько отреставрировали.В вагоне есть две спальни, кабинет со спальным местом, конференц-зал, где можно проводить деловые встречи, а также кухня и туалетная комната с душевой кабинкой.
Интерьер сделан по-богатому. Все выдержано в классических золотых и бежевых тонах, с использованием мозаики. В народе дизайн вагона окрестили Пшонка-стайл. Действительно, сходство есть. Этот вагон планируют сдавать бизнесменам, политикам, “звездам”, а также использовать для корпоративов и романтических вечеров. Для ВИП-клиентов за отдельную плату приготовят завтрак.
Для тех, кто боится летать
Мы поинтересовались, кто еще в мире ездит в ВИП-вагонах. Оказывается, таких не много, свои вагоны есть, в основном, у российских звезд, которые не боятся признаться, что бояться летать. Моду задала Пугачева.На 58-летие руководство Российской железной дороги подарило ей вагон с двуспальной кроватью из красного дерева и зимнем садом. Свои вагоны есть у Киркорова и Хора Турецкого. Больше мы таких в мире не нашли.
А как у них?
Система железнодорожного транспорта за рубежом существенно отличается от пост-советской. Если у нас вип-вагоны стоят не дешево и считаются роскошью, то в Европе самый обычный поезд даст сто очков вперед нашему вагону-салону. Мы решили подобрать несколько европейских поездов класом чуть повыше стандартного.
Путешествовать железными дорогами Европы – одно удовольствие. Практически все поезда новые и современные, перемещаются с высокой скоростью и четко по графику. На многих участках скорость движения достигает 200-300 км в час. Сервис для пассажиров в междугородних поездах – на самом высоком уровне.
Все вагоны внутри устроены по аналогии с салоном самолета – удобные высокие кресла для сидячей посадки, часто с подлокотниками и откидными столиками. В ряде случаев вагон разделен на отдельные купе или обособленные отсеки.
Привычных для нас проводников в поездах нет. На весь состав работают только пара кондукторов, которые проверяют билеты у пассажиров. В их обязанности также входит контроль посадки и высадки пассажиров и беспрепятственное закрытие дверей поезда. При этом открывают двери в большинстве поездов сами пассажиры, нажимая на специальные кнопки рядом с раздвижными дверями.
Также в обычных вагонах больше пространства для ног пассажира, что означает больше комфорта. Кроме того, в них есть специальные бизнес-зоны, где можно провести конференцию.
Спальные вагоны также состоят из отдельных купе, внутри которых может быть от одного до трех спальных мест. Есть вагоны с комфортабельными купе, похожими на гостиничный номер. В таких купе отдельный душ и туалет.