Каждый народ имеет право на свои странности. Шведы лакомятся протухшей рыбой, сингапурские полицейские обзванивают многодетных родителей по вечерам с просьбой не забыть воспользоваться контрацептивами, а африканцы искусственно удлиняют женщинам шеи. Но японцы удивляют не на шутку. Любовь к музыкальным туалетам и переодевание в героев аниме меркнет перед их стремлением к смерти. Но, обо все по порядку.
Что мы можем сделать из-за стыда? А японцы из-за этого чувства создали целый культ самоубийства. Сделал что-то постыдное или не оправдал надежды и ожидания – делай себе харакири. Это так прочно вросло в культуру местных жителей, что даже в современном мире, где ни один нормальный человек не согласиться сам лишать себя жизни, японцы придумали способ “умереть” для родных и знакомых, физически оставаясь в своем теле.
“Испарившиеся” люди
Женившись, мастер боевых искусств Ичиро с оптимизмом строил планы на будущее. Вместе с супругой Томокой они жили в своем собственном доме в Сайтаме, благополучном пригороде Токио. У них родился первенец Тим. Семья взяла кредит, чтобы открыть пельменную. Но внезапно случился дефолт, и супруги оказались в долгах. Они поступили так, как поступают сотни тысяч японцев в подобных обстоятельствах: продали свой дом, собрали вещи и исчезли. Навсегда.
С середины 1990-х ежегодно в стране исчезает приблизительно 100 тысяч японцев. Они сами изгоняют себя из общества из-за пережитых унижений разного масштаба: развода, долга, увольнения с работы, проваленного экзамена. Французский журналист Лена Може узнала об этом в 2008 году и пять лет посвятила исследованию феномена «испаряющихся людей», рассказывая истории жителей Японии, в которые сама не могла поверить.
«Это табу. Об этом нельзя говорить. Но люди исчезают, потому что знают: они смогут выжить на дне японского социума», — говорит Може. Эти потерянные люди живут в городах-призраках, которые сами же и построили.
Города-призраки
Город Санья не отмечен ни на одной карте. С технической точки зрения его вообще нет. Это трущобы в пределах Токио, о существовании которых власти предпочитают молчать. Территория находится под контролем якудза, преступной организации, которая нанимает людей для выполнения нелегальной работы. «Испарившиеся» живут в крошечных убогих номерах гостиниц, зачастую с общими туалетами и без доступа в Интернет. В большинстве таких отелей запрещается разговаривать после шести вечера.
Здесь живет Норихиро, 50-летний мужчина, который устроил свое исчезновение 10 лет назад. Он изменял своей жене, но настоящим позором для мужчины было то, что он потерял свою работу инженера. Из-за чувства стыда он не мог сообщить об этом своей семье. На протяжении недели Норихиро вел себя так же, как и обычно: вставал рано утром, надевал костюм и галстук, брал портфель, целовал жену на прощание, после чего ехал к офисному зданию своей прежней работы и сидел в машине весь день, ничего не ел и ни с кем не разговаривал. Страх того, что его ложь раскроется, был невыносим. В день получения зарплаты он надел чистую выглаженную одежду и сел на поезд в сторону Санья. Он не оставил семье никакой записки, и все его родственники считают, что мужчина ушел в лес Аокигахара, где покончил жизнь самоубийством.
Независимо от причин позора, который вынуждает японцев «испаряться», их семьям от этого не становится легче. Многие родственники так стыдятся того, что их близкий человек пропал, что, как правило, даже не сообщают об этом в полицию.
Специалисты по “испарению”
Больше всего случаев «испарений» в Японии было после двух ключевых событий: поражения во Второй мировой войне, когда вся страна испытывала чувство национального позора, и в период финансовых кризисов 1989 и 2008 годов. Стали появляться подпольные организации для оказания услуг тем, кто хотел выдать свое исчезновение за похищение. В домах этих людей устраивали погром, чтобы все было похоже на ограбление, им делали фальшивые документы, чтобы их невозможно было отследить.
Одной из таких организаций была компания «Ночные переезды», которую открыл Шу Хатори. Прежде он занимался легальным бизнесом — мебельными перевозками, пока однажды к нему не подошла женщина, спросив, мог бы он помочь ей «исчезнуть вместе с мебелью». Она жаловалась, что из-за долгов ее мужа жизнь стала невыносимой. Хатори брал за свои услуги $3-4 тысячи. Он сталкивался с разными клиентами: с домохозяйками, которые истратили все семейные сбережения, женами, от которых ушли мужья, и даже студентами, которые устали жить в общежитии.
От смертей к бегству
Согласно отчету Всемирной организации здравоохранения за 2014 год, уровень самоубийств в Японии на 60 процентов выше, чем в среднем в мире. За день в стране совершается от 60 до 90 суицидов. Неподалеку от Токио есть известный “Лес самоубийц”, куда обычно приходят обанкротившиеся бизнесмены, студенты, которые не смогли сдать экзамен или просто отчаявшиеся люди. Многовековая практика лишения себя жизни восходит к самураям, которые делали харакири, или камикадзе, военным пилотам времен Второй мировой войны.
Японская культура также подчеркивает превосходство группы над личностью. «Выпирающий гвоздь нужно вбить» — японская максима. Тем, кто не может или не хочет вписаться в общество и придерживаться его жестких норм и фанатичного трудолюбия, остается «испариться», чтобы обрести своего рода свободу.
Для молодых японцев, которые хотят жить по-другому, но при этом не желают разрывать отношения с близкими, существует компромиссное решение: стать отаку, то есть периодически сбегать от реальности, наряжаясь любимым персонажем аниме. Психологи рекомендуют родителям разрешать уже взрослым детям такие игры, дабы уберечь их от самоубийств или “испарений”. Японская культура трансформируется, все больше молодых людей выбирают бегство, из которого все же, еще можно вернуться в социум.
Материал из сайта openreporter.ru