В прошлом году Амстердам занял второе место в списке самых экологичных городов мира. «Устойчивость» («sustainability»), что здесь можно перевести скорее как экологичность – самое главное слово в Низких Землях. А проекты, о которых вы сейчас узнаете, не только устойчивые, но и настолько интересные, что могут шокировать.
Мы приезжаем в столицу Нидерландов за острыми ощущениями и духом свободы. Но среди кофешопов, мельниц, магазинов с эротическими товарами и техно-вечеринок важно разглядеть другой, настоящий Амстердам. А он все больше и больше «устойчивый» – экологичные проекты растут здесь как грибы.
Ловля пластика в каналах
На лодках стартапа Plastic Whale («Пластиковый кит»), который занимается организацией командной «пластикловли», весело в любую погоду! В 2011 году компания стартовала с миссией построить лодку из выловленного пластика, а сейчас «флот» насчитывает более 10 лодочек, часть из которых создана из того, что туристы и местные жители бросали в воду. Сложно поверить, пока собственными глазами не увидишь пол из пластиковых крышечек от газированных напитков. Из пластика, добытого в каналах, сейчас производят столы, стулья, лампы и акустические доски с отличным дизайном, а вырученные от продажи деньги идут на поддержку фондов, которые спасают природу.
Выглядит эта «пластиколовля» очень весело: при посадке каждому участнику выдают сачок на длинной ручке, защитную одежду и объясняют правила, организатор в центре лодки заводит толпу и подсказывает как лучше ловить, все хохочут, соревнуются и работают в команде. Параллельно рассказывает об истории мест, которые вы проплываете, а также миллион случаев, связанных с каналами и мусором. Стоимость активности – 25 евро с человека. Таким образом амстердамцы даже празднуют дни рождения!
Отели для червей и пчел
С ценами на отели в Амстердаме повезло только червям и пчелам, ведь для них все бесплатно! Прогуливаясь по городу, вы наверняка видели интересные конструкции неясного назначения. Это bijenhotel (отель для пчел) и wormenhotel (отель для червей). Благодаря пилотному проекту муниципалитета Амстердама отели для червей массово начали появляться по всему городу (позже – и в окрестностях) в середине 2018 года. А уже в октябре 2019 года инициатива заняла 3 место в списке Sustainable Top 100 («Топ 100 устойчивых проектов») по версии национального издания Trouw. Жители любого района могут подать заявку на установку такого отеля у себя на улице, став совладельцами «урожая». Каждому хозяину присвоен уникальный код, открывающий дверцу деревянного домика: в него забрасываются органические остатки жизнедеятельности человека, на которые с радостью налетают червяки. В определенный период совладельцы собираются, чтобы выпить пива и разделить между собой компост, которым удобряются растения в домах и на улице. На сайте фонда Stichting Buurtcompost размещена карта отелей, где легко найти ближайший. Тот, что наверняка попадется туристам, находится слева от центрального входа в Королевский зоопарк Artis.
А вот удивительно большое количество пчел и ос весной или летом в Амстердаме – результат наличия сети отелей для этих насекомых. Возможно, вам даже попадались забавные висящие домики из трубочек, которых довольно много в городе. Bijenhotel может установить любой житель для заботы о насекомых, опыляющих растения поблизости. Отели бывают маленькими, средними и большими, почти как мини-пасека.
Арт-центр и инновации в теплицах
Арт-центр Mediamatic занимается изучением и внедрением новых техник в искусство с 1983 года, но пусть вас не обманывает слово «искусство», ведь в этой организации всё намного глубже картин и скульптур. В пространстве из нескольких локаций, часть из которых – теплицы, проходят мероприятия, воркшопы, лекции и выставки с фокусом на природе, биотехнологиях, науке. В теплице у воды расположен ресторан Mediamatic ETEN. Отсюда,пожалуй, лучший вид на музей NEMO с воды. Кухня работает с 16:00, а меню делится по дням недели: с воскресенья по вторник тут подают пиццу, приготовленную в специальной глиняной печи ручной работы за 1 минуту при температуре 450 градусов, а со среды по субботу – ужин из меню. Зелень и съедобные цветы в блюдах – из собственной теплицы, а рыба всегда свежая, попавшая из местных вод на удочку потомственного рыбака Пита Рюйтера.
В Mediamatic изучают, как объединяются искусство, дизайн и наука, используя открытия для экспериментов с новыми (живыми) материалами. Бактерии, грибы, пища и даже моча – в ход идут самые нетрадиционные и неожиданные ингредиенты. Например, тут делают маски для лица, которые можно есть. Экскурсии и воркшопы поразят даже неподготовленных: в «Odorama» используются запахи, «Biotalk» фокусируется на искусстве, науке, новых материалах и технологиях, а во время «Pis’Talk» удивляют совершенно новым взглядом на… мочу. Писсуары Pure Gold на фасаде собирают ее, чтобы затем добывать фосфор для удобрения растений в парке Dijkspark.
В лаборатории дизайна изучают возможности проектирования с использованием живых организмов. Сотрудники верят: мицелий, корневая система грибов, однажды заменит пластик. Уже сегодня они производят изоляцию для проектного пространства из мицелия, используя отходы пивоваренного завода.
Здесь обязательно стоит потрогать шторы и обивку поручней на лестнице – они специально созданы для людей с деменциями, которые чувствуют себя безопаснее, контактируя с подобными поверхностями. А еще запишитесь на бесплатную пятничную экскурсию или увлекательный платный воркшоп – это можно сделать онлайн!
Музей устойчивой моды
В самом сердце Амстердама на улице Rokin открылся интерактивный музей Fashion for Good Experience. Он будет интересен всем, кто увлечен модой, инновациями и устойчивым развитием. Цель музея – в увлекательной форме рассказывать посетителям об истории индустрии одежды, и показывать, как положительно влиять на индустрию моды. В Innovation Lounge вы узнаете о 50 новаторах, которые собираются перевернуть мир моды, чтобы сделать ее более устойчивой. Только тут вы сможете увидеть платье Stella McCartney, окрашенное с помощью технологии Colorifix, в которой используются микроорганизмы. Звучит скучно? Ничуть! Отправляйтесь в путешествие по музею и собирайте специальные значки, которые помогут составить план действий для иного взгляда на шопинг и создание гардероба. В музее работает магазин, где продаются тщательно подобранные вещи. А еще можно создать собственную экологичную футболку или просто сделать селфи в специальном «бесконечном» зеркале.
Даже не сомневайтесь в том, насколько такой проект актуален: партнеры музея – компании Chanel, Adidas, C&A, Stella McCartney, Zalando, Otto Group, PVH (им принадлежит множество брендов, среди которых – Tommy Hilfiger и Calvin Klein), Galeries Lafayette и другие.
Чтобы сделать погружение полным, поучаствуйте в Clothes Swap – обмене надоевшими или неподходящими вещами: приносите от 1 до 5 своих вещей в хорошем состоянии, получайте жетоны разных цветов и выбирайте чужую одежду, которая вам к лицу. Ближайшее мероприятие – 30 января.
Вообще, без приставки «sustainable» достичь успеха в Нидерландах все сложнее. Жилые дома и популярные кафе в портовых контейнерах, хостел в вагонах трамваев, отель в строительном кране, плавающие сады, модные джинсы из спрессованных старых, велосипеды вместо автомобилей, каршеринг, приемники и хранилища дождевой воды под домами, сады на крышах, питьевая вода на улицах – такой он, современный Амстердам. И открывается он только тем, кто готов смотреть дальше «Квартала красных фонарей».
Оксана Кравцова – жительница Амстердама, влюбленная в этот город. Журналистка, предпринимательница, мама и гид. Свои самые интересные заметки об Амстердаме Оксана собирает на личном сайте toloveamsterdam.com.
При бронировании жилья на Booking, получите кешбэк 4% от Мандрии или скидку $47 на первое бронирование на Airbnb.
Бюджетные билеты можно забронировать на сайте skyscanner.com.ua.