Передвигаться по просторам Шри-Ланки можно самыми разнообразными способами. Рассматривать поездки верхом на слоне не будем, поскольку эти маршруты очень короткие. Самолеты тоже оставим в покое, потому что внутренних рейсов в Ланке или совсем нет, или почти нет. Начнем с тук-туков, поскольку в Ланке это действительно транспорт номер один.
1. Тук-туком
Как найти в Ланке тук-тук – описывать не нужно, потому что они сами вас найдут. Если вы хотите воспользоваться услугами тук-тука — просто выйдите на дорогу, закройте глаза и сосчитайте до трех. Если вы в туристическом месте — то до одного.
Доехать на тук-туке можно из любой точки куда угодно. Нет здесь такого туктукера, который с радостью не довез бы вас не только из Коломбо в Канди, но и из Матары в Джаффну или Киев, главное — чтобы вы ему заплатили. Цену нужно оговаривать заранее, при этом пользуйтесь словосочетанием «шриланкан прайс», то есть «цена для местных». После произнесения этого магического пароля ланкиец обязательно улыбнется и сильно сбросит цену. Процентов на 30-40 можете рассчитывать смело.
Попадается в Ланке и такая удивительная вещь, как трехколесное такси со счетчиком. Эта роскошь доступна не везде, но в Коломбо, Канди и других больших городах отыскать его можно. И вот тут уже искать придется вам, потому что тук-туки со счетчиком за клиентами сами не охотятся, а спокойно и лениво стоят где-нибудь в тенечке.
Теперь расскажу, что же такое «шриланкан прайс» и как его вычислить. В тук-туках со счетчиком один километр стоит 30-50 рупий. Купите карту, прикиньте расстояние — и вот вам шриланкан прайс даже для обычных тук-туков без счетчика. Если вам нужно съездить куда-нибудь и задержаться там на экскурсию (пройти к водопаду, пещере, скальному храму или еще куда), то смело договаривайтесь на «туда и обратно». О плате за простой можете не беспокоиться — такое понятие в Ланке отсутствует. Ему же все равно тут стоять в тенечке, так какая разница, бродите ли вы по храму пятнадцать минут или полтора часа?
А если довериться своей интуиции или просто махнуть на все рукой от усталости, как это бывает с только что прилетевшими, то можете заплатить рупий триста за расстояние в один квартал. И не предъявляйте претензий тук-тукеру, когда он с улыбкой откроет перед вами дверь через полторы минуты после старта. Предъявляйте их себе! Цена согласована? Согласована. Утверждена? Утверждена. А то, что вы уже по итогам поездки не понимаете, за что вы согласились заплатить такую сумму — так это, извините, уже ваша проблема.
2. Автобусом
Считаю, что автобусы — оптимальный способ перемещения по стране. Во-первых, их очень много. Размер острова — четыреста на двести километров, а количество автобусных маршрутов между городами и селами приближается к тысяче. Во-вторых, стоит такая поездка совершенно смехотворных денег — Ланку легко можно пересечь из конца в конец долларов за пять.
Несколько советов путешествующим на автобусах:
1) Если вам предстоит длинная дорога, не старайтесь сесть в тот автобус, который едет из пункта отправления в пункт назначения, особенно если пункт отправления не является конечной станцией. Такие автобусы обычно ходят очень редко — один, максимум два в день. Вы на него можете опоздать — это раз. Он может приехать не только позже, но и раньше — это два. Расписание в Ланке — штука весьма и весьма условная, его и найти невозможно, и не соблюдает никто. Автобус может быть набит под завязку, и вы с вашим багажом в него не влезете — это три. Он может и просто не остановиться по целому ряду других причин, известных только водителю — это четыре, пять и шесть. Не бойтесь пересадок и ищите те автобусы, которые ходят с минимальным интервалом. Тогда даже с тремя пересадками вы доберетесь быстрее и комфортнее, чем прямым рейсом. Да и на конечной станции вы легко сядете там, где вам хочется, а не там, где получится.
2) Не стоит покупать билет в автобус на автостанции. В салоне каждого автобуса непременно есть кондуктор. Заходите и садитесь, он сам к вам подойдет. К нему же обращайтесь, если точно не знаете, где вам выходить. Он обязательно подскажет. По-английски кондуктора обычно говорят все.
3) Вообще старайтесь не садиться в проходящие автобусы. Лучше вернуться на двадцать километров назад, но сесть на конечной, чем уповать на пустой салон. Пустых салонов ланкийские автобусники не любят. Они будут орать до предсмертного хрипа и затаскивать в салон даже зазевавшихся прохожих, уличных торговцев и бродячих собак, лишь бы у них не было свободных мест. Собак, правда, потом высаживают — им нечем заплатить за проезд. А людей пакуют до посинения. Не спешите вздыхать с облегчением, когда автобус тронется с автостанции — он через полметра остановится. Потом снова тронется и остановится через метр. Потом — снова через полметра. Потом — через метр. И еще раз — через полтора. И еще раз восемь или девятнадцать. И каждый раз кондуктор будет высовываться в дверь и наработанным зычным голосом орать скороговоркой направление поездки, чтобы завлечь спешащих пассажиров. Расслабьтесь и не обращайте на это внимания.
4) Избегайте поездок в час пик, особенно если ваша поездка — не от конечной до конечной. Час пик здесь не такой, как у нас. Предприятия и организации в большинстве своем работают с 8:00 до 16:00. Утром народ едет из сел в городки, вечером обратно. Планируйте свои перемещения исходя из этого.
5) После 19:00, хоть это и детское для нас время, автобусное движение прекращается. Только редкие длинные маршруты доезжают свое в более позднее время. Зато в 4:30 утра автобусы уже ездят полным ходом. Хотите за день покрыть большое расстояние — выезжайте затемно.
6) Как правило, маршрут следования указан на фасаде автобуса и сингальской вязью, и тамильской, и латиницей. Но из этого правила часто бывают исключения.
7) Не задавайте никаких вопросов касательно автобусного сообщения туктукерам. Они сделают все, чтобы вы попали не в автобус, а в их трехколесную повозку. Самый идеальный информатор — полицейский. Он может не только подсказать, но и остановить и даже завернуть в вашу сторону проходящий автобус. Он всегда говорит по-английски и никогда не берет денег.
8) Все ланкийские автобусы всегда и везде ездят с открытыми дверями. Если вы с багажом — водитель полностью остановится, если налегке — чаще просто притормозит, чтобы вы могли запрыгнуть или спрыгнуть на ходу. Будьте осторожны и помните о силах инерции.
Ну вот вроде бы и все. Впрочем, некоторые мои друзья предпочитают транспорт железнодорожный. Но с моей точки зрения он страдает тяжелыми и неизлечимыми недугами, о которых я вам сейчас и расскажу.
3. Поездом
Классов проезда здесь три. Третий стоит как автобус, второй — вдвое дороже третьего, а первый — в два с половиной раза дороже второго. Если вы берете билет заранее, за несколько дней, придется еще и вдвое переплатить за бронирование. А если заранее не берете, то есть шанс в нормальный вагон не попасть — вот и выбирайте. Хотя… Это смотря что считать нормальным. Ланкийцы нормальным считают третий класс, они его так и называют «нормал». Второй класс — это у них считается для белых и для снобов, а первый — исключительно для белых снобов.
Вагон третьего класса от вагона второго не отличается ничем. За одним маленьким исключением: во втором классе вам гарантировано сидячее место, а в третьем не гарантировано ничего. Сильно повезет — сядете и будете спокойно ехать, не сильно повезет — тоже сядете, но вам на руки поставят пару корзин, мешок цемента и ланкийскую бабушку, совсем не повезет — будете стоять всю дорогу. Вернее, не просто стоять, а вести бесконечную борьбу с окружающими и с законами Ньютона, потому что народу в вагоне будет много, до поручня дотянуться не так просто, а качество ланкийских железных дорог просто ужасающее. Ощущения пассажира лучше всего можно представить себе, если в праздничный день пойти в парк аттракционов и при полном аншлаге взять билет на аттракцион «Сталкивающиеся автомобили». Две минуты это в кайф. Пять минут — вероятно, тоже. Но потом в парке аттракционов вас попросят освободить машинку, а в ланкийском поезде вы с ужасом осознаете, что трястись вам до станции назначения не пять минут, а еще добрых часов пять-шесть.
И эти пять-шесть часов вам придется терпеть еще и ночью! По совершенно непонятным причинам большинство поездов в Шри Ланке — ночные. Даже если вам необходимо преодолеть смешное расстояние в двести километров, то поезд почти обязательно отправится, скажем, в 23:40, а приедет в 4:50. Есть и дневные поезда, но на некоторые из них (особенно на поезд Коломбо — Бадулла) трудно купить билет даже с предварительным бронированием. Весь мир считает этот маршрут самым красивым чуть ли не на всей планете, поэтому дневной поезд битком набит европейцами. А ночной по этой же причине битком набит ланкийцами. Они все это видели, но ездить в Коломбо им иногда нужно, хотя бы стоя, мотыляясь всю дорогу во все стороны, падая друг на друга и борясь со сном.
Кроме того, всю ночь вам придется слушать истошные сигналы и гудки локомотива. Гудеть он будет протяжно и надрывно, секунд по шесть-семь, перед каждым переездом, а их тут сколько угодно. Чуть менее протяжно (2-3 секунды) локомотив будет сигналить каждому увиденному в обозримом пространстве от железной дороги человеку, чтобы тот, чего доброго, не сунулся под колеса. Средний ланкийский машинист, похоже, непоколебимо убежден в том, что его поезд невидим и едет абсолютно бесшумно, поэтому все окрестное население нужно всенепременно поставить в известность о своем присутствии.
4. Автомобилем
Взять в Шри-Ланке напрокат автомобиль очень легко. Бронировать его заранее бессмысленно, потому что к вашему прилету его вряд ли доставят к аэропорту. Лучше поискать варианты уже по прилету. Обратитесь в официальную контору проката, а потом с сожалением скажите, что вариант аренды с водителем вам не подходят. Сотрудник порекомендует вам своего друга, с которым вы и договоритесь, потеряв на все час-полтора.
Теперь хочу дать вам немного информации о правилах дорожного движения в Шри-Ланке. Неписанных, естественно, потому что официальные там такие же, как и здесь.
1. Ездить желательно всегда по левой стороне проезжей части, несмотря на то, что некоторые участники дорожного движения ездят и по центральной линии, и справа, и даже поперек дороги.
2. Дистанцию в первый день лучше держать изрядную, а когда привыкнете – минимальную, иначе между вами и впереди идущей машиной обязательно попытается влезть что-то вроде мотоцикла, а задние будут нервничать и нетерпеливо сигналить.
3. В странах с левосторонним движением, как и у нас, действует «правило правой руки». Это особенно удобно в городах Шри-Ланки – перекрестков как таковых там нет, каждый перекресток – это маленькое кольцо или клумба с круговым движением. Клумба всегда главная, и для этого не требуется никаких дорожных знаков.
4. Перед обгоном обязательно посигнальте. Пока вы не обгоняете, едущий впереди будет ежесекундно судорожно поглядывать в зеркало, но не сдвинется к обочине ни на дюйм. После сигнала – мгновенно примет влево.
5. Автобус всегда прав. Какой бы ни была узкой и извилистой дорога, автобус на обочину не съедет никогда – ни для того, чтобы разъехаться (кроме случая разъезда двух автобусов), ни для того, чтобы подобрать пассажиров (даже если за ним скопилась куча транспорта). Пассажиров автобусы подбирают где попало и даже не утруждают себя включением поворотника.
6. Зеркала заднего вида в Ланке являются не обязательным, а всего лишь желательным оборудованием; процентов двадцать водителей отлично обходится и без них.
7. Ланкийские собаки из всех возможных мест для отдыха непременно выберут проезжую часть, даже в городе и в час пик.
8. Катафотов на ланкийских велосипедах и мотоциклах нет. При этом, когда вы в потемках приближаетесь сзади к едущему велосипедисту, он рассматривает вас не как источник опасности и даже не как участника дорожного движения, которого надо пропустить или хотя бы не лезть под колеса, а лишь как желанный источник света. Конечно, он постарается пользоваться вашими осветительными услугами как можно дольше, потому что когда вы проедете, ему станет темно.
9. Моргание дальним светом всегда означает просьбу пропустить моргающего, а ни в коем случае не джентльменское предложение проехать первым. Кто первым успел моргнуть – тот и прав. Даже если это не автобус.
10. Деликатничать в Ланке не стоит. Любое соблюдение правил хорошего тона и элементарной вежливости просто не замечается. И не надо раздражаться, если вы приостановитесь, чтобы пропустить пешехода, а вместо этого вас обгонит слева (!) тук-тук, едва не проехав пешеходу по ногам. Так тут ездили испокон веков, так и будут ездить, когда вы покинете остров. В чужом монастыре живите по его уставу, и глядишь, средняя скорость передвижения сильно увеличится, а на лице у вас вместо недовольной мины заиграет традиционная ланкийская улыбка.
11. Используйте всю ширину проезжей части, в том числе при обгонах. Ланкийцы ездят так, чтобы не попадать в аварии (и обычно не попадают), а не так, чтобы не мешать другим участникам дорожного движения. Если по ширине дороги в теории впритык поместятся тук-тук, автомобиль и мотоцикл, то они поместятся и на практике, и даже на скорости. К примеру, догоняете вы неторопливо тарахтящий тук-тук, а навстречу едет мотоцикл, оба посередине своей полосы. Можете, конечно, подождать, пока мотоцикл проедет, чтобы свободно обогнать тук-тук, но где гарантия, что не случится грузовика, коровы, ремонта, остановившегося автобуса или сорока восьми опасных поворотов подряд? И тогда вы будете нюхать и слушать тук-тук еще минут пятнадцать, клясть его на чем свет стоит и нервничать. Зачем?! Посигнальте тук-туку, поморгайте мотоциклу – и смело вываливайте прямо у него перед носом на встречную.
И еще – несколько советов по оптимизации перехода на левостороннее движение.
1. Каждый раз, садясь за руль, пытайтесь понять, почему он с непривычной стороны. И каждый раз понимайте: потому что ездить нужно слева. Слева! А не по привычке.
2. Помните, что во время движения с левой от вас стороны находится значительно больший кусок машины, чем дома. Думайте об этом минимум раз в пять минут, пока не привыкнете к новому для вас формату габаритов. Если зацепите поначалу кусты, как я – еще полбеды, главное – чтобы не внезапно остановившийся автобус.
3. Проверьте, есть ли в бачке стеклоомывателя вода, и если нет, то обязательно налейте. Переключатель поворотов находится не под левой рукой, как обычно, а под правой; под левой – дворники. Если воды нет, попытка включить поворот приведет к развезению по стеклу грязи и резкому падению видимости до нуля, причем в самый неподходящий для этого момент.
4. Возьмите машину с автоматической КПП, даже если вы ярый поклонник механики вроде меня. Поворотники под правой рукой, правый руль, непривычные габариты, орда озверелых тук-туков вокруг, да еще и коробка под левую руку – это слишком много, поверьте…
5. Даже если вы взяли напрокат автомобиль, во время вашего пребывания на Ланке вы частенько будете становиться пешеходами. Не переходите дорогу «на автомате»! Иначе рискуете очень сильно и создаете аварийную ситуацию. Чтобы не путаться, перед переходом дороги посмотрите раза два в обе стороны, только тогда переходите.