Традиции Таиланда предписывают всем мужчинам хотя бы раз в жизни ненадолго принять монашеский сан. Минт, местная девушка, с которой мне довелось познакомиться в городе Чианг Май, сказала, что среди ее друзей-мальчишек 95% принимали постриг.
Даже Король Таиланда Пхумипон Адульядет, ныне покойный, один из богатейших монархов современности, в свое время носил монашеские одежды и просил подаяния на улицах Бангкока. И этот факт никого не удивляет.
В нынешнее время постриг стал некой «обязаловкой», поэтому монахи часто пренебрегают строгими ограничениями, а их поведение нередко очень светское. Для большинства тайской молодежи это занятие на 2-3 месяца – пока длятся летние каникулы. В сентябре юные монахи отрекаются от сана и идут учить уроки.
Украинец Павло, полгода проработавший в IT-компании в Таиланде, рассказывает, как однажды его пригласили на церемонию посвящения в монахи: «Фарангов (европейцев – прим.авт. ) приглашают на разные события: свадьбы, похороны или посвящения в монахи. Сама церемония переплетена с местными языческими верованиями.
Собственно, посвящают будущего монаха в монастырь позже, а дома его «превращают в нагу» – мифическую змею, которой поклонялись в Таиланде еще до прихода буддизма. То есть, он дважды изменяет статус – сначала становится нагой, а потом монахом.
Пока буддистские братчики в оранжевых одеяниях-простынях едят мясо за столом после пения мантр, у местный сельский колдун, сидя на полу, читает заклинания в кругу односельчан и наматывает им на руки амулеты.
Заканчивается это фееричной ходой пьяных селян к монастырю. По пути нага сидит в бамбуковом кресле в кузове украшенного пикапа и разбрасывает деньги. Вокруг суетятся его родственники, друзья и односельчане, устилая путь машины бумажными цветами. Также они несут ведра с виски – бесплатное угощение. Музыкальное сопровождение –поп-хиты и клубная музыка. Дети и подростки танцуют, имитируя движения танцовщиц из ночных го-го шоу. И вся эта процессия движется к храму. Посвящение обозначается обриванием налысо и сменой «мирской» одежды на оранжевую рясу».
Монахи – неотъемлемая часть тайского общества. Их можно встретить повсюду – в храмах и в кафе, в супермаркетах и в транспорте. Ежедневно в утренние часы, когда только встает солнце, они целыми общинами выходят собирать милостыню.
Идут, как будто им нет дела ни до чего, и как бы между прочим держат открытыми свои сумки или кувшины. Это знак людям – «подайте на пропитание». По традиции, тайские монахи не могут самостоятельно готовить себе еду. Но просить подаяние открыто также запрещено. Поэтому делают они это завуалировано.
Иногда люди становятся перед монахами на колени и просят о ходатайстве перед Буддой. Монах на протяжении мини-церемонии стоит в подобающей торжественной позе. После ритуала превращается в обычного смертного – шутит с человеком, только что кланявшемся ему, может похлопать по плечу, и уйти походкой «в развалочку».
После утреннего сбора монахи возвращаются в свои храмы – медитировать, молиться, убирать территорию. Иногда они выступают медиаторами между людьми и Буддой – выслушивают молитвы, повязывают всем желающим белые нитки на запястье. Иногда же просто дремлют на приставленных у входа в храм пластиковых стульчиках.
Некоторые монахи пользуются особым уважением. Это те, кто дает солидные пожертвования для святых мест. Есть и другой способ стать популярным – правильно предсказывать выигрышную комбинацию цифр в общенациональной лотерее.
Буклеты с изображениями известных в обществе монахов часто можно найти в тайских супермаркетах. Тайцы носят на шее как амулет высеченный профиль монаха – личного «фаворита» или всеобще уважаемого человека. Статуэтки, календари и фото с «любимцами» можно увидеть во всех тайских домах и в салонах автомобилей.
Процент монахов в тайском обществе большой, однако они не представляют никакой общественно-движущей силы.
Гид из Турции, Умут, который много лет живет и работает в стране, сказал так: «Тайцы очень хорошие люди. Но вместе с тем их жизненное кредо отличается от европейского. Буддизм – это религия, сосредоточенная себе. Я должен быть спокойным, дружелюбным, принимать мир таким, какой он есть, и не расстраиваться. И всегда быть расслабленным. Но это – забота лишь о себе. Вокруг – плохая экология, процветающая проституция, граничащая с рабством. Но я спокоен. Меня это не касается. Позволь жизни течь своим чередом. Я буддист, я абстрагируюсь”.
Буддизм не предполагает борьбу с социальными негативами. Тем не менее, в тайском обществе монахи очень уважаемы. В общественном транспорте и на вокзалах для них отведены особые сиденья, и никто не смеет занимать их. А семья монаха на время его послушничества приобретает огромное уважение в обществе. Правда, особое отношение прекращается, как только монах выходит из сана.
Фото автора