Значительный период своей жизни Чарльз Диккенс жил в столице Великобритании. Здесь он писал свои романы, рассказы, эссе, пьесы, занимался журналистикой. Лондон 19 в. неотъемлемо присутствует в его книгах, мотивируя многочисленных читателей по всему миру приехать в этот великий город.
Диккенс в Лондоне
Диккенс родился в Портсмуте, но в детские годы переехал в Лондон, и он произвел на него колоссальное впечатление, которое заметно ощущается в творчестве писателя. Лондонские улицы, дома, рынки служат фоном для его произведений, для запоминающихся персонажей.
Он пишет о районе Кэмден, где жил ребенком, о Саутуорке на юге исторической части Лондона, о доках и набережных Ист-Энда, саде для развлечений Воксхолл-Гарденз, пригородах времен его юности (Пимлико, Пентонвилл и др), о трущобах, тюрьмах, театрах, увеселительных поездках, туманах.
Во многих произведениях писателя присутствует образ реки Темзы. Особенно заметное место отводится ей в «Нашем общем друге» и в «Больших надеждах». Живописует прозаик появление железной дороги, сыгравшей огромную роль в индустриальной лондонской истории.
Уделяет Диккенс внимание району объездной дороги Нью-роуд, где он жил на Даути-стрит, в доме №48. Сейчас тут располагается музей Диккенса.
А Нью-роуд сегодня – это Мэрилебон-роуд, автомобильная улица в округе Вестминстер в центре Лондона и важный туристический маршрут с Музеем восковых фигур мадам Тюссо, Королевской Академией музыки и отелем The Landmark London.
Часто встречается в его романах рынок «Ковент-Гарден». Его можно посетить и сегодня. Что-то приобрести (а продается тут все) либо просто походить по его рядам, чтобы почувствовать многогранный характер Лондона. Да и весь одноименный район Лондона весьма увлекателен и самобытен: здесь известный в мире Королевский оперный театр, знаменитый Британский музей, художественные галереи, музеи кино и транспорта, рестораны и торговые центры. Упоминаются в сочинениях Диккенса Тауэр, Собор Святого Павла, Аббатство, но большие роли им не отводятся.
Георгианский Лондон
Интересно – исследователи творчества писателя отмечают, что образ Лондона у Диккенса это не столько викторианский город, в котором он провел свои зрелые годы, сколько георгианский, т.е. поры его детства. Он преимущественно пишет о местах, знакомых ему с детства. А о нововведениях, новых проектах масштабного строительства, если и говорит, то часто в негативном контексте, сетуя на разрушения прежних городских укладов.
Лондон Диккенса и современность
В 2011-12 гг., к 200-летию со Дня рождения выдающегося лондонского летописца, в музее Лондона проходила специальная экспозиция «Диккенс и Лондон». На ней, в частности, были представлены рукописи некоторых произведений.
Зайдите в этот музей, когда будете в Лондоне. Увидите множество гравюр, картин, фотографий, вещей, дающих представление о лондонской жизни времен Диккенса, связанных с темами его работ.
По мотивам диккенсовских «Ночных прогулок» создан документальный фильм под названием «Бездомная тень». Режиссер Уильям Раббан прошел по тем уголкам в современном Лондоне, где в позапрошлом веке ходил Диккенс. С увиденным им органически сочетаются зачитываемые строки сочного текста прозаика.
Творчество Диккенса социально. Он критиковал Лондон своего времени – холодность представителей высшего света, преступность, контрастность (соседство нищеты и роскоши). И в то же время создал бессмертные достопримечательные образы большого, загадочного города.