Ретро в моде. Так почему бы не обратиться в недалекое прошлое украинского туризма, от которого пошло сегодняшнее «наше все»: возможность купить тур в любую точку мира, слетать на пляж среди зимы или сгонять в Европу на выходные. Как это было, вспоминаем вместе со страховой компанией ARX, которая отметила свое 25-летие на украинском рынке
90-е запомнились многими явлениями с приставкой «первые». Первые джинсы, видеофильмы, бульонные кубики… Первые туры в Польшу, которые по сути были баул-турами. Сотни автобусов Икарусов, безбожно распыляя черный дым, мчались к западной границе, удерживая в багажниках остатки советского легпрома. Товаром были тетради, паяльники, утюги и кастрюли. Обратно везли деньги и модные наряды. Врачи, инженеры и учителя таким образом подтягивали свои нулевые бюджеты, и кстати, многие из них так и остались в торговле и бизнесе. А еще благодаря этому движению 90-х тысячи граждан независимой Украины впервые увидели заграницу и вступили в контакт с иностранцами.
Олег Пикерский, директор туристической компании «Артекс-94», который стоял у истоков турбизнеса независимой Украины, поделился с Мандрией воспоминаниями:
«Свой путь я начинал советском кино: работал на киностудии, был директором (так тогда называлась работа продюсера) фильма «Полеты во сне и наяву». В 1991 году я занимался кинопрокатом – возил из Польши американские видеофильмы, переводил и пускал их в «прокат». Тема была на взлете, в кабинете скопились «пакеты» советских рублей, уже ни к чему не пригодных. Ко мне пришла знакомая и сказала: давай организуем автобусный тур в Италию. Я не очень поверил в реальность такой идеи, но рискнул.
И уже в 1991 г. первая группа украинских туристов отправилась в Италию. Визы, кстати, получали в Москве, они были «групповые» – по списку. Тур стоил $180. Быт скромный – жили в апартаментах по 4-5 человек. Но зато публика пляжилась на шикарных итальянских пляжах, заезжала в Сан Марино, останавливалась в Венеции.
“Представляете, Венеция, красавцы круизные лайнеры, двухэтажные автобусы, и тут в клубах дыма на стоянку въезжает наш Икарус. Зато чем мы могли гордиться – девушками, от красоты которых у итальянских жиголо отвисала челюсть», – вспоминает Олег Генрихович.
Побеждал сильнейший
Вскоре тонкая волна романтического туризма была смыта «рыночной» волной. В Италию, которая славилась сапогами, шубами и модными брендами ринулись обладатели «жилеток». В карманчики последних закладывались медали, часы, кораллы, оптика. Люди ехали наслаждаться Европой, но не забывали о возможности скупиться или привезти валюту. Автобусы останавливались за пару километров от границы, туристы одевали жилетки, втискивались в кресла и в таком прикиде проходили таможню. Сопровождающие от турфирмы выполняли роль папы и мамы: кофе покупаем здесь, за углом хороший обувный, кто недорого обедать – со мной. Публика не отходила от гидов и автобусов, боясь потеряться, но при этом рисковала отлучаться по делам шопинга, который был превыше всего.
Когда автобус второй волны возвращался из Европы, возникал конфликт интересов: интеллигенты возмущались: вы заставили все окна баулами, я ничего не вижу! Торговцы, мусоля доллары, нервно отвечали: я заплатил, мне положено, что хочу то и везу. Побеждал сильнейший: назревала эра капитализма.
Мобильной связи не было. Связь через телефон-автомат и диспетчера. Гиды, были нарасхват, домой не заезжали: перехватывали автобусы на границе, менялись местами и мчались в следующий тур. «Ночью на хорватской границе встречаются два полных автобуса. Пока туристы спят, я и мой коллега Сергей Филянин, созвонившись через диспетчера, встречаемся на нейтральной полосе и меняемся автобусами. Я – в Италию, Сергей падает в мою кровать и укрывается с головой. На следующее утро водители будят соседа по кровати, а он уже не я, а Сергей! Сколько ситуаций приходилось разруливать! Однажды греческие таможенники не хотели пускать автобус, хотя все документы были в порядке. Мы среди ночи будили греческого консула, и он связывался с пограничным пунктом. Пропустили», – вспоминает нелегкие времена директор «Артекс 24» Олег Пикерский.
И по воздуху
Автобусный туризм так или иначе развивался в сторону Польши, Италии, Болгарии, а поже – Франции, Испании и так далее. Тем временем в воздух поднялась авиация. Полетели в Китай – за шелком, бальзамом «звездочка», женьшенем и первой электроникой. Маршрут был такой: Киев – Иркутск – Пекин. Первые «китайцы» были шокированы дешевизной китайских товаров. Возвращаясь из Пекина, самые продвинутые одевали на себя три пуховика. Самолет натужно махал крыльями и еле отрывался от земли. В Иркутске была первая волна рэкета, и вторая – уже в Киеве.
«Модным направлением» был Стамбул. От турецких морях еще никто не слышал, а вот о стамбульских базарах слух рапостранился быстро. Первый перевозчик АН-24 на 48 мест не удовлетворял рыночные запросы, в ход пошли самолеты побольше.
После Стамбула на сцену вышел «vip-туризм» в Эмираты. Правда, после того, как однажды таможенный пункт переместился прямо в аэропорт Гостомель, принимавший рейсы из Эмиратов, поток «туристов» резко сократился.
Быстро разбогатевшие «новые украинцы» стремились побывать за границей – дальше и дороже. В начале 2000-х украинский туризм взлетел на невиданную ранее высоту: самолеты с туристами полетели на Канары, в Египет, в пляжную Турцию, на горнолыжные курорты Европы. «Аэросвит» доставлял отдыхающих в далекий Таиланд и на другие курорты. Время от 1998 до кризиса 2008 года было характерно развитием туризма и его прибыльностью.
Страхование и цивилизованный туризм
Все вы помните, что для выезда в страны Европы были нужны загранпаспорта, визы. Про визовый сектор можно писать сагу, потому что получение разрешения на въезд в иностранное государство было делом нелегким. Это очереди с ночи, масса документов и отказы без явной причины.
Организованный выездной туризм в далеких 90-х был, как и другие аспекты жизни, более рисковым предприятием, чем сегодня. Системой страхования была охвачена только «зеленая карта» для автомобилистов, выезжающих за рубеж. В остальном турист мог полагаться только на себя.
Туристы и полагались – на удачу. Не было перечня страховых услуг, вроде «страховка от невыезда». Стоит вспомнить 26 декабря 2004 года, когда случилось страшное цунами в Индийском океане, в частности в Таиланде. Незащищенность туриста была налицо: туристы, которые собирались туда на отдых, не могли вернуть деньги, потому что страховой защиты не было и в помине.
“Обязательное страхование для выезжающих за рубеж было введенов 2004 году для выезда в страны Шенгена. При этом действительными считались договора только аккредитованных страховых компаний. Наша компания такую аккредитацию cо временем прошла и неоднократно подтверждала. Поэтому договора ARX (тогда это была AXA) консульства и визовые центы стран Шенгена принимали без проблем», – вспоминает специалист страховой компании ARX Андрей Бесараб.
Страховки были минимальными: покрытие €30 000, покрываемые риски – стандартные. С течением времени и получением страхового опыта клиентами возрос спрос на покрытие таких дополнительных рисков как: задержка рейса, задержка багажа, продление пребывания за границей, транспортировка детей в Украину и других. Сейчас технологии шагнули максимально вперед, страхование переместилось в телефон, и полис, который спасет жизнь и здоровье, можно купить онлайн, как предлагает страховая компания ARX.
Украинский выездной туризм давно снял «малиновый пиджак» и превратился в разностороннюю отрасль, которая кроме продажи «неосязаемого» – то есть отдыха, предоставляет множество услуг, открывает людям новые страны и континенты. И еще одна его черта – он поспевает за временем! Путешествуют сегодня дальше, в тренде – самостоятельный туризм. Страхование в разных видах востребовано все больше – не для “галочки” при получении визы, а как инструмент надежности и неуязвимости в любой точке мира.
Статья подготовлена при поддержке пионера туристического страхования в Украине Страховой компании ARX.
1коментар