Интеллектуальный потенциал киевлянина Игоря Сикорского поражает. За свою долгую конструкторскую биографию он получил 80 почетных наград, в том числе медаль Джона Фрица. В авиации такой чести был удостоен только Орвилл Райт. А еще он носил единственный в мире титул – Мистер Геликоптер.
1. Детство
Факты общеизвестные: Игорь Сикорский родился в 1889 г. в семье профессора психиатрии киевского университета св. Владимира. Отец был человеком известным как доктор, ученый и редактор журнала. Мать Игоря – Мария Степановна – имела медицинское образование, но свою жизнь посвятила воспитанию пяти детей – трех девочек и двух мальчиков. Игорь был самым младшим. Семья жила в трехэтажном флигеле особняка на Большой Подвальной 15 (нынешний Ярославов вал, 15-б). На первом этаже находилась приемная и больница, второй и третий занимала большая семья.
Факты малоизвестные: Идея летательного аппарата полностью завладела воображением мальчика после знакомства с работами Леонардо да Винчи. А чуть позже у Игоря появилась любимая книга: «Робур Завоеватель» Жюля Верна, где шла речь о крылатой машине. Первую действующую модель летательного аппарата Игорь изобрел в неполных 12 лет. Отец выделил сыну отдельную комнату под мастерскую.
Факт недоказанный: Семейная легенда гласит, что в подростковом возрасте Игорю Сикорскому приснился сон, в котором он видел себя пилотом большого летательного аппарата, парящего над морем. Стремления и цели вполне сбылись.
2. Отрочество
Факты общеизвестные: Три года проучившись в престижной Александровской гимназии (ныне желтый корпус университета), Игорь Сикорский продолжил учебу в далеком Петербурге, в в Морском кадетском корпусе. Однако море Игоря не заинтересовало.
Факты малоизвестные: Профессорский сын учился хорошо, но, увы, не блестяще. Как ни парадоксально хуже всего обстояли дела с математикой. В семнадцать лет юноша отправляется в Париж, где посещает знаменитую техническую школу Дювиньйо де Лано, делая первые шаги к познанию неба, и совершает свои первые учебные полеты.
3. Юность
Факты общеизвестные: Страсть к воздухоплаванию привела Игоря Сикорского в Киевский политехнический институт, студентом которого он стал осенью 1907 года. Здесь, в кружке воздухоплавания, под руководством профессора механики Делоне собралось около сотни молодых энтузиастов. В 1909 году было создано Киевское воздухоплавательное общество, Игорь Сикорский стал его членом. Сложно представить, как авантюрны были начинания талантливых мальчишек и насколько молоды были «авиаконструкторы», самому старшему из которых едва исполнилось двадцать три.
Факты малоизвестные: Общее умонастроение выразил однокурсник и единомышленник Игоря – Федор Терещенко: « Ах, как скучно все учиться, как хочется, что-нибудь сделать, начать какое-нибудь дело!». Не удивительно, что дисциплинированного студента из Игоря Сикорского не получилось. Проучившись два семестра, студент укатил в Германию знакомиться с новинками авиастроения. А оттуда в Париж, в авиашколу капитана Ф. Фербера. Из Франции Сикорский возвращается с идеями и большим багажом деталей для своих будущих аппаратов. В результате в 1911 г. Сикорский был исключен из числа студентов.
4. Первые успехи
Факты общеизвестные: К 1911 году «ленивый» студент изобрел аэросани, винт-пропеллер, самолет «Сикорский-5», развивавший скорость 125 км в час. В том же году Игорь Сикорский получил первый заказ от военного ведомства России на разработку самолета «Сикорский-6», развивавшего скорость 110 км в час с двумя пассажирами на борту. В конце года Игорь Сикорский переезжает в Петербург, чтобы наладить серийный выпуск модели «С-6» на заводе Русско-Балтийской авиакомпании.
Факты малоизвестные: В Киеве начались первые рекорды Сикорского-авиатора. В дальнейшем их будет великое множество, но эти останутся в памяти навсегда. В 1911 году ему удалось поднять самолет на высоту 100 м и пробыть на этой высоте целых десять минут! Чуть позже состоялся исторический перелет от Сырца до Святошино через Пущу Водицу, когда самолет находился в воздухе целых 36 минут!
5. Признание
Факты известные: В Петербурге киевлянин Сикорский становится главным конструктором вновь созданного авиационного отдела (технический персонал – киевские конструкторы). Молодой авиаконструктор создает первый в мире тяжелый многомоторный самолет «Русский витязь», чуть позже самолет – гигант «Илья Муромец». В июне 1914 Игорь Сикорский триумфально прилетит на этом самолете в Киев. В тот знаменательный день на Куреневском аэродроме был настоящий ажиотаж. Четыре мощных мотора позволяли детищу Сикорского подниматься на высоту 2650 м. «Илья Муромец» мог летать зимой и садиться на снег, сменив колеса на лыжи.
Факты малоизвестные: За создание «Ильи Муромца» Николай II наградил авиаконструктора серебряными часами. Примерно на этот же период приходится первая неудачная попытка создания семьи. Супругу Игоря Сикорского звали Ольга Симкович. Игорь не разделял революционных взглядов пылкой Ольги. В результате супруга ушла, оставив Сикорскому маленькую дочь Татьяну, воспитанием которой в дальнейшем занималась одна из сестер Игоря.
6. Эмиграция
Факты известные: В 1917 году Игорь Сикорский эмигрировал во Францию, где два года проработал на авиационном заводе. А затем – в США, где пришлось начинать карьеру с нуля. В 1923 году при финансовой поддержке композитора Сергея Рахманинова, он создает небольшую «Аэроинженерную корпорацию Игоря Сикорского». За 16 лет работы Сикорский создал 15 типов летательных аппаратов. Его «летающие корабли» первыми вышли на трансконтинентальные пассажирские линии, а самолеты-амфибии стали садиться на воду.
Факты малоизвестные: Первое конструкторское бюро корпорации располагалось в бывшем курятнике. На фирме работало всего шесть человек, а детали для конструкций частенько находили на свалке. Однако именно с закупки самолетов Игоря Сикорского начала свое победное шествие по миру авиакомпания «Пан Америкен».
7. Воплощенная мечта
Факты известные: С 1939 года изобретатель сосредоточился на построении вертолетов. Именно благодаря его гению человечество получило турбинные вертолеты, вертолеты-амфибии, летающие краны. Модель «S-42» установила сразу 10(!) мировых рекордов. Последнюю свою машину Игорь Сикорский изобрел в возрасте 80 лет, мировой рекорд скорости, показанный этим вертолетом, не превзойден и поныне.
Факты малоизвестные: Изобретение легких маневренных машин с вертикальным взлетом Сикорский считал своей наибольшей заслугой: «Когда нужно спасти человека, самолет может прилететь и сбросить на него цветы. Только вертолет может прийти на помощь в сложнейшей ситуации».
8. Не работой единой
Факты известные: В Америке изобретатель женился во второй раз. Брак с Елизаветой Семеновой оказался счастливым. В семье один за другим родилось четверо сыновей: Николай, Сергей, Георгий и Игорь. Дело отца и ныне продолжает Сергей Игоревич. Многочисленные внуки тоже увлечены авиацией, некоторые уже имеют удостоверения летчиков и солидный летный опыт. «Аэроинжинерная компания» успешно функционирует и поныне, ей принадлежит треть мирового рынка вертолетостроения с годовым оборотом в $2 млрд.
Факты малоизвестные: Игорь Иванович Сикорский умер в Лонг-Айленде в возрасте 83 лет. В США его имя внесено в «Национальный зал славы» наряду с именами Эдисона, Ферми и Пастера.
9. Факты интригющие
Сикорский писал: «Мой род происходит из села на Киевщине, где мой дед и прадед были священниками чисто украинского происхождения”.
Отношение к религии Игорь Иванович, похоже, унаследовал от деда. Даже во времена серьезных кризисов в его американской корпорации действовал небольшой паравославный приход. Перу выдающегося авиоконструктора принадлежит несколько трудов по богословию.
Любопытно, что Игорь Сикорский всегда сам испытывал свои летательные аппараты. За штурвал всегда садился в белой рубашке в галстуке и…шляпе. У шляпы было женское имя – Федора. После удачного исхода нескольких аварий Сикорский считал «Федору» талисманом. До сих пор молодые летчики приходят в музей изобретателя пообщаться с Федорой на предмет удачного полета. К Бронзовой «Федоре» памятника Сикорскому приходят студенты киевского политеха перед сложным экзаменом. Может, и правда помогает?