Умоляю: не бегите так быстро по улицам! Загляните во дворы старинных киевских кварталов. И в вашей жизни снова проявится волшебство. В Киеве все большей популярностью пользуются экскурсии по малоизвестным уголкам города. Есть несколько вариантов таких прогулок – по разным районам города и с разными экскурсоводами. У каждого из них – свой рассказ о любимом Киеве.
Карлуша и Корбин
«Даже коренные киевляне мало знают дворики старых кварталов, – рассказывает экскурсовод Елена Безрук. – А ведь именно в них прячется душа города. Почему Киев входит в сердце каждого, кто здесь побывал, заставляет нас скучать по нему, притягивает как магнитом? В чем его магия?»
На этот вопрос и пробует найти ответ авторская экскурсия Павла Шинкаренко «Секреты киевских двориков», ведущая нас по запутанным городским лабиринтам возле Золотых ворот. Одна из первых остановок – во дворе по улице Рейтерской, 9б, где в вольерах уже более 30 лет живут загадочные вороны Карлуша и Корбин, а на стене старинного дома можно полюбоваться шикарным муралом в их честь.
Черные вороны, в отличие от серых ворон, редко встречаются в городе. Но любители мистики их часто заводят как домашних птиц. Не питайте иллюзий: эти птицы свободолюбивы и себе на уме. Кстати, интеллект воронов соответствует развитию пятилетнего ребенка и, как замечено, общаться они предпочитают… с мужчинами.
«В каждом этносе воронам отводится почетное место, – рассказывает Елена Безрук, гид экскурсии «Секреты киевских двориков». – В лондонском Тауэре воронов держат специально – с XVII века. Считается, что без них может рухнуть как сам Тауэр, так и Британская монархия. Вороны – символ мудрости, и они не накаркивают беду, а рассказывают как будет».
Ландыш и дом Сикорского
Проходя по улице Стрелецкой, вы наверняка остановитесь возле нежнейшего мурала «Конвалия». Австралийский художник Гвидо ван Хелтон начинал писать его снизу – вырисовывая вышиванку, ландыши в девичьих руках… А когда дошел до лица, решил написать, как обычно, собирательный образ девушек, которых увидел вокруг. Все проходящие мимо прохожие почему-то решили, что на стене изображена Леся Украинка, жившая неподалеку. Так и назвали мурал. А ведь руки поэтессы на всех фотографиях всегда были спрятаны – их искорежила болезнь. И черты лица у поэтессы другие.
Если зайдете в арку дома по улице Ярославов вал 13/2б, напротив отеля «Рэдиссон», увидите два дома – две судьбы. Один из них – старинный особняк, в котором жил знаменитый киевский доктор Феофил Яновский (1860-1928). Когда врач умер, ночью со всех киевских клумб были срезаны цветы: ими был устлан путь траурной процессии. Людей на похороны пришло невероятно много. Когда гроб с телом привезли на Лукьяновское кладбище, «хвост» процессии еще тянулся от порога дома.
Сейчас этот особняк находится в отличнейшем состоянии, чего не скажешь о соседнем, умирающем доме известного психиатра Ивана Сикорского, где свои детские и юношеские годы провел его сын Игорь Сикорский, ставший всемирно известным авиаконструктором. Здесь, в глубине усадьбы он испытывал свои первые модели летательных аппаратов. Между прочим, американские президенты до сих пор летают на вертолетах, на борту которых написано имя изобретателя из Украины.
Этот особняк уже давно бы снесли, если бы не его статус памятника истории. Когда в Киев приезжал сын Сикорского, Виктор Ющенко лично гарантировал, что в особняке сделают музей истории воздухоплавания и авиации. Семья конструктора даже передала деньги на это начинание, но они куда-то исчезли…
В арке дома любители истории периодически расклеивают листовки, рассказывающие о достижениях Сикорского, но их постоянно срывают.
Дом Родзянко с головой ведьмы
На улице Ярославов Вал, 14-А и 14-Б находятся бывшие доходные дома Леонида Родзянко, успешного киевского предпринимателя и конезаводчика. Сегодня помещения квартиры Родзянко занимает камерный театр «Сузір’я», а его вход украшает барельеф – голова женщины. Это одна известнейших ведьм Киева, у которой Леонид Родзянко часто спрашивал совета.
Однажды эта дама дала совет предпринимателю продать все свое имущество и уехать в Америку. К всеобщему удивлению Леонид Родзянко так и сделал, успев покинуть Российскую империю за несколько лет до революции 1917 года. Там он выгодно вложил свой капитал и за несколько лет превратился в американского миллионера.
Оставшиеся родственники, которых предприниматель приглашал поехать вместе с ним в Америку, посмеялись над его чудачеством. А впоследствии при советской власти даже боялись называть свои фамилии. Кстати, одна из наследниц рода в 1990-е годы купила маленькую квартирку в бывшем доходном доме Родзянко, даже не подозревая, что когда-то тут жили ее близкие. И пригласила посмотреть жилье свою прабабушку. Та приехала в гости и задумчиво сказала: «А вот в этой комнате мы ставили рождественскую елку».
Городецкий и джунгли
Авторская экскурсия Светланы Бучко «Печерск наизнанку» начинается с элитного Пассажа (ул. Крещатик, 15), который, по сути, является и улицей, и двором одновременно. У этого места на карте – богатейшая история. А настоящий бриллиант улицы-двора – памятник знаменитому киевскому архитектору Владиславу Городецкому (1863–1930), любившему пить кофе в Пассаже.
«Немногие туристы обращают внимание на книгу «В джунглях Африки», лежащую на бронзовом столике, – рассказывает о памятнике Светлана Бучко. – Чтобы отправиться в сафари по Африке и написать эту книгу, архитектор заложил свой Дом с химерами, сделавший его знаменитым.
Интересно, что Владислав Городецкий по приезду в Киев в 1890 году первым делом построил… городские туалеты. Сейчас творчество Владислава Городецкого сравнивают с наследием Антонио Гауди, а тогда начинающему зодчему нужен был заказ, который открыл бы двери к дорогим проектам».
В гости к футуристам
Поднимаясь к Театру имени Ивана Франко, можно заглянуть в неприметный дворик по ул. Городецкого, 11, куда сто лет назад на литературные вечера приходили футуристы со свеклами и морковками в петлицах, и зайти во двор, где в течение многих лет были слышны шаги знаменитого актера Богдана Ступки. Он жил в старинном доме напротив театра на третьем этаже.
У печерских двориков есть своя особенность – тишина: в отличие от подольских дворов здесь редко шумят дети и не играют в домино старики. К случайным прохожим тут не привыкли и на контакт идти не спешат… Но, конечно же, на Печерске встречались и шумные оазисы.
Когда-то на улице Меринговской стояло здание под номером 8 (ныне – Заньковецкой, 8), по всей вероятности, ставшее прообразом булгаковской «нехорошей квартиры». Здесь находился кафе-шантан «Апполло», представленный в документах начала ХХ века как «варьете семейного типа», где не раз бывал и Михаил Булгаков. Увы, это здание, как и многие другие, в сентябре 1941 года было разрушено.
Зато на улице Лютеранской, 8 во дворе сохранился флигель, в котором снимала квартиру загадочная Мария Андреева (1868–1953), актриса МХАТа, гражданская жена Максима Горького и любимая женщина Саввы Морозова. Этот флигель с колоннами впечатляет не меньше биографии Марии Андреевой.
А в доме № 7 по ул. Заньковецкой, в 1906 году жила Анна Ахматова, нашедшая символичную брошку-лиру в Царском саду… Кажется, что двор ее дома с тех времен практически не изменился. Только джипы стоят у парадного и балконы обшиты пластиком.
А сколько еще киевских двориков хранят в себе интересные легенды и реальные истории! Их ищут и находят киевские гиды. Интересуйтесь, ходите на экскурсии, и Киев станет вам понятнее, роднее и ближе.
1коментар