2018 год выдался достаточно «богатым» на задержки и отмены рейсов. Многие украинские авиапассажиры еще долго будут помнить их отпуска в залах ожидания аэропортов разных стран. Но в целом Украина показывает позитивную тенденцию увеличения авиаперевозок.
Около 20 млн пассажиров воспользовались услугами авиаперевозчиков (украинских так и зарубежных) в 2018 г. При этом около 7 тыс. рейсов были задержаны или отменены. Часть пассажиров этих рейсов имеют право требовать компенсацию за задержку или отмену рейсов на сумму, близкую к 6 млрд грн. К такому выводу пришла юридическая компания AirAdvisor, специализирующаяся на выплате компенсаций авиапассажирам.
Уровень знаний пассажиров о возможности получения компенсации за задержку или отмену рейсов в Украине все еще находится на начальном этапе. Результаты исследования AirAdvisor показали, что около 90% граждан Украины не знают прав пассажира.
В итоге только 3-4% жалоб, поданных самостоятельно, удовлетворяются авиаперевозчиками. В случае же обращения к профессионалам ситуация зеркально противоположная. Ведь только 3-4% поданных заявок через компанию не удовлетворяются. Чаще всего по юридическим обоснованным причинам (например плохая погода привела к отмене рейса – в этом случае компенсация не предусмотрена).
Кроме того, согласно исследованиям, около 5% пассажиров, имеющих проблемы с рейсами, знают, что имеют право на компенсацию до $700, а 95% пострадавших пассажиров не знают о мвоих правах и как следствие не подают жалобу.
Юристы напоминают и советуют:
- Пассажиры имеют право на компенсацию до $700 в определенных обстоятельствах за задержку или отмену рейсов, а также в случае отказа в посадке на борт.
- Компенсации могут быть потребованы с авиалиний в течение 3 лет с момента задержки, отмены или пере бронирования рейса. В некоторых форс-мажорных обстоятельствах авиакомпании освобождаются от обязательств по компенсации пассажирам (например плохая погода в аэропорту прилета).
- По закону совсем не важно какими вы рейсами летели – чартерными или регулярными. Так что получить компенсацию за чартерные рейсы очень реально. Нужно только учитывать что компенсации при задержки рейсов можно получить по всем рейсам европейских авиакомпаний либо же любой авиакомпании, вылет которой из зоны Евросоюза.
Когда положено
Этим летом самый большой коллапс был с украинскими авиаперевозчиками, преимущественно на рейсах в/из Турции и Египта. К сожалению украинское законодательство не предусматривает компенсацию в этих случаях.
Были задержки рейсов иностранных авиалиний (например Ernest airlines или Vueling airlines). Пассажиры на этих рейсах имеют право на компенсацию. Теоретически они могут полностью вернуть деньги за билеты за счет компенсации. Но к сожалению, не пользуются этим.
Чтобы уровнять права отечественных авиаперевозчиков и иностранных, был зарегистрирован законопроект о внесении изменений в Воздушный кодекс Украины. Изменения предусматривают выплачивать компенсацию и в случае задержки рейса, и в случае отмены вне зависимости от места регистрации авиа перевозчика.
Но при этом следует также учесть, что если рейс был не задержан, а отменен, то в этом случае уже не важно какая авиалиния и откуда/куда был вылет. Воздушный кодекс Украины четко предусматривает денежные компенсации за отмененные рейсы. В этом случае пассажиры не должны упускать этот шанс, ведь компенсация на одного человека может достигать $700. Средняя семья, летящая на отдых – это 4 человека. То есть размер возможной компенсации – $2800, что в большинстве случаев полностью окупит и отдых и на экскурсии еще останется.
Что делать
В случае задержки и отмены рейса алгоритм действия практически одинаковый:
- не паниковать
- обратиться к представителю авиакомпании:
а) узнать причину задержки/отмены и предполагаемое время вылета (например в случае если плохие метеоусловия – компенсация не предусмотрена)
б) если следующий рейс придется ждать длительное время, авиаперевозчик обязан вам выдать талоны на еду и воду. Если задержка/отмена повлекла к переносу рейса на следующие сутки, то предоставить вам гостиницу и трансфер в обе стороны.
в) у представителя авиалинии вы можете попросить справку об отмене/задержке рейса
Так же вы можете сфотографировать информационное табло. И справка, и табло помогут в рассмотрении дела, но не являюся обязательными документами при подаче жалобы.
Нужно сохранить документы:
– букинг билета.
– посадочный талон.
Приложив свой паспорт, клиент может подавать заявление на компенсацию либо напрямую в авиалинию, либо же через AirAdvisor.
1коментар