Обстоятельства сложились так, что пришлось отправиться в Винницу и в тот же день вернуться обратно. Внезапно осознав, что никогда прежде не бывал в этом подольском городе, решил превратить деловой вояж в короткую ознакомительную экскурсию. А затем набросал краткий отчет, который, возможно, пригодится тем гостям областного центра, у кого свободного времени – всего два-три часа.
Рекомендуемый машрут
Если путешественник прибыл в Винницу междугородным автобусом или поездом, то к центру города с его ключевыми достопримечательностями он может дойти пешком или доехать на знаменитом винницком трамвайчике. В случае, хорошей погоды лучше прогуляться. Двигаться лучше по проспекту Коцюбинского до моста через Южный Буг, а там продолжить путь по улице Соборной до сквера им. Козицкого. Расстояние выходит небольшое, километра четыре в одну сторону, и единственный подъем – от моста через южный Буг до Преображенского собора. На обратном пути можно уже прокатиться в одном из голубых вагончиков местного трамвая. Они давно и вполне заслуженно стали одной из достопримечательностей города. Так что не стоить упускать шанс познакомиться с ней тоже… А теперь – немного впечатлений от увиденного на этом пути.
Проспект Коцюбинского
Помимо must see (обязательных к осмотру) достопримечательностей города, хотелось прочувствовать атмосферу местечковости. Речь идет совсем не об образе мышления, а об архитектуре вполне определенной эпохи. Так вот – на участке от вокзала и до моста через Южный Буг ничего такого обнаружить не удалось. Да, есть любопытные здания послевоенного периода. Даже с некоторой претензией на сталинский ампир. Однако таких построек немного, а фасады безнадежно изуродованы пластиковой вагонкой. Почему-то именно в Виннице засилье этого отделочного материала бросается в глаза с первых шагов. Впрочем, на симпатичных старинных особняках, которых немало на отходящих от центра улочках, пластик смотрится еще более неуместно. Но что поделаешь – людям нужно выживать. И в этом вопросе рассуждения заезжего эстета явно неуместны.
Центральный мост
Место, где сходятся разные эпохи и стороны жизни города. Прекрасное место для созерцания винницкого скайлайна. С одной стороны моста открывается вид на вполне современную набережную Рошен и не менее знаменитые, чем здешний трамвай, фонтаны. По другую сторону – парк со старомодной беседкой-ротондой на берегу. Здесь еще сохранилась та милая провинциальность, памятная многим по пионерскому детству – беленые известью колонны беседки и парапет, утоптанная до твердости камня грунтовая дорожка, по которой куда-то чинно катит дядечка на «лисапете». А вдоль заросшего берега расселись рыбаки в ожидании поклевки. Одним словом, ностальгия пробьет не одного заезжего жителя мегаполисов переступившего сорокалетний порог.
Улица Соборная
Ось города, на которую «нанизана» немалая часть интересных мест, которые можно увидеть в коротком визите. Упомянем лишь некоторые из них. Начинается улица подъемом к православному Преображенскому собору. История этого культового сооружения весьма драматична. Кроме того, вокруг него, если позволит время. можно увидеть остатки старинных укреплений. Чуть дальше, по другую сторону ул. Соборной – католический костел Девы Марии.
Волей-неволей, но обратишь внимание на милую инсталляцию перед магазином «Рошен». То ли это в самом деле остановке, то ли детская площадка… Для чего бы оно не было предназначено, это место вызывает только положительные эмоции.
Сквер Козицкого
Компактный парк, буквально нафаршированный местными достопримечательностями. Первая в их списке – водонапорная башня начала XX в. Сугубо утилитарное сооружение сегодня стало достойной архитектурной эмблемой города. Вокруг башни собраны всевозможные мелкие «интересности». Вот школяры сосредоточенно осваивают таинство зарядки гаджетов от лавочки с солнечной батареей, а на асфальте проглядывает рисунок, который в сырую погоду, видимо, превратится в объемную картинку. В Глубине сквера присел на лавку бронзовый архитектор Григорий Артынова, чьими трудами город в начале XX века обзавелся многими знаменитыми зданиями.
Прогуливаясь по скверику, каждый заметит что-то интересное. Мне вот удалось найти какие-то элементы старой Одессы – в дальнем углу сквера смешались диалоги публики, ожидающей чего-то у входа в городской суд, сохнущее на близлежащем балконе исподнее, парадный вход в «Европейский сад» «украшенный» предложениями строительных услуг, юридических контор и т.д.
Завершив деловую часть визита в Винницу, позволил себе с полчаса бесцельно побродить по окружающих сквер Козицкого улочках. Именно на них получилось обнаружить остатки местечковой архитектуры. Для человека, привыкшего к жизни среди хаотично понатыканных киевских «свечек», прогулка по винницким улочкам станет просто отдыхом для нервной системы. К сожалению, в большинстве случаев старые дома далеко не в лучшем состоянии. Однако разрушающиеся особнячки стойко держатся (надежно строили при Артынове!).
Практические аспекты поездки
Для киевлянина идеально подходит для знакомства с Винницей поезд №747К «Дарница – Львов». Да он отправляется утром довольно рано – в 6.52. Но и приезжаете вы в 9.24 – весь день впереди. К дополнительным бонусам отнесем просторное кресло и Wi-Fi. К цели поездки вы прибываете бодрым и даже выспавшимся. Замечу, что поезд «Дарница – Львов» стоит здесь только минуту. Поэтому если зазеваетесь, то есть все шансы отправиться дальше, в «місто запашної кави».
Чтобы вернуться обратно в столицу, тоже лучше воспользоваться железной дорогой. В расписании после 15.00 нашлось 7 поездов из Винницы в Киев. Впрочем, в силу обстоятельств (и ради простого любопытства) обратно я уехал на маршрутке. Не стоит ориентироваться на рейс с городского автовокзала. Там неискушенному человеку сложно разобраться даже в расписании. Мне показалось, что рейсов на столицу не так и много, да время отправления не устраивало. Зато от ж/д вокзала, со автостоянки на углу пр. Коцюбинского и ул. Батозькой маршрутки на Киев отправляются каждый час.
Общая оценка логистики – в нашем случае проезд в тесной маршрутке по разбитым дорогам явно проигрывает железной дороге с комфортом. А по деньгам и времени в пути эти варианты проезда – примерно на равных.
Настоятельно рекомендую перед поездкой выделить полчаса на выбор достопримечательностей, которые хотелось бы увидеть. Благо, сайтов, где можно найти такие перечни сейчас много. Сделайте себе распечатку с указанием адресов, используйте смартфон с подключенным мобильным интернетом и GPS – так вы успеете гораздо больше.
Финансовые нюансы
- Билет на поезд Интерсити (2-й класс) – 180 грн.
- Проезд на маршрутке Винница – Киев – 150 грн.
- Обед в столовой Винницкой обладминистрации (вполне приличные солянка и вареники с творогом) – 30 грн.
- Минеральная вода – 15 грн.
- Конфеты «коровка» из магазина Roshen – 11 грн.
- Итого: 386 грн.