Отпуск приближается. Дел невпроворот. Подтягиваем хвосты. Нервничаем. Предвкушаем. Включаем эмоции. Естественно, рациональные вещи при этом уходят на второй план. Именно в этой ситуации можно наделать глупостей и попасть на незапланированные траты. Особенно если ваша поездка начинается в аэропорту. Мы составили краткий чек-лист в помощь тем, кто видит цель – море-шезлонг-коктейль – и не замечает препятствий.
Удостовериться в биометричности паспорта
Системе бронирования все равно, какого образца ваш загранпаспорт. А вот сотрудникам миграционной службы нет. Прежде чем тестировать безвиз, приглядитесь к своему документу. Видите значок чипа в верхнем левом углу первой страницы – все в порядке. Нет – бегите в визовый центр за «пропуском в безвиз». Благо желающих там сильно поубавилось.
Указать в бронировке паспортные и контактные данные
Иначе система просто не пропустит ваш запрос и не создаст бронировку. Таковы новые правила. Кроме этого наличие в билете личных данных о пассажире позволяет вам выбрать наиболее удобный вариант регистрации на рейс – онлайн или автоматическую.
Проверить корректность информации о пассажире/ах
Проверьте и перепроверьте всю бронировку – буквально от корки до корки. Совпадают ли имя и фамилия с написанием в загранпаспорте? Нет ли ошибок в серии/номере документа? Верно ли указаны даты вылета и прилета? Проверить все для каждого пассажира в бронировке. Любые ошибки/опечатки/неточности – даже те, что кажутся вам ничтожными, – необходимо исправлять. И стоит это 50 долларов. Избежать штрафа удастся, разве что, если вы постоянный клиент авиакомпании, т.е. имеете карту лояльности высокого уровня, и/или летите в бизнесе.
Изучить условия тарифа
Безусловно, цена важна. Но условия договора между вами и авиакомпанией – то есть условия тарифа – важны не менее. Перед тем, как оплатить билет, прочтите их. Можно ли произвести возврат стоимости, изменить дату перелета, маршрут и т.д.? Обычно самые низкие уровни тарифов не предусматривают возможности внесения изменений. Потому, если есть вероятность, что потребуется что-то куда-то двигать, выбирайте тариф с более гибкими условиями. Иначе вместо штрафа в 10 – 35 долларов придется покупать новый билет.
Брать единый билет
Даже если лететь решили транзитом. Даже если билет типа multi-city с прилетом в один город и вылетом из другого. Особенно если в маршруте комбинируются рейсы разных авиакомпаний. Оформите сквозной билет единой бронировкой – и все будет хорошо. Даже если какой-то из рейсов будет отменен или задержан. Доставить до места назначения обладателей единого билета – святая обязанность перевозчика. И все дополнительные расходы тоже на нем. Если же у вас несколько отдельных билетов, никто вам ничего не должен. И преодолевать форсмажоры придется самому. Со всеми вытекающими последствиями в виде новых билетов, срыва отпуска и т.п.
Лететь строго по маршруту
Имейте в виду, что билет – это официальный документ, такой себе договор с правами и обязанностями каждой из сторон. Авиакомпания как исполнитель и поставщик услуги перевозки, выполняет свои обязательства ровно до тех пор, пока вы выполняете свои. Потому критически важно соблюдать последовательность полетных купонов. Не пропускайте ни единого отрезка пути (перелета) вашего сложного маршрута. Одна неявка, no-show, и весь ваш билет аннулируется. Нет, не злобной авиакомпанией, а автоматической системой бронирования. Прогуляли перелет – останетесь за бортом. И вынуждены будете купить новый билет. Обидно, да? Так что, коль меняются планы, будьте добры предупредить об этом свою авиакомпанию, которая в абсолютном большинстве случаев пойдет вам навстречу и найдет приемлемый выход из ситуации.
Ознакомиться с нормативами перевозчика
Причем не в аэропорту, а на этапе приобретения билета. Или, на худой конец, за двое-трое суток до вылета. Иначе неприятных сюрпризов не избежать. Заплатить за перевес или дополнительное, изначально не включенное в стоимость место багажа. Сумма плюс-минус 50 евро/55 долларов США в одну сторону. Или оплатить питание на борту. Сумма зависит от гастрономических предпочтений. Так что обязательно найдите в своем билете обозначения PC и Meals; узнайте, сколько мест багажа вам полагается, оплачено ли питание. Затем – на сайт авиакомпании за детальной информацией о предельном весе и габаритах сумки, стоимости любых дополнительных услуг, ассортимента блюд и пр.
Регистрироваться онлайн
Здесь есть три основные опции:
- Самостоятельная регистрация на сайте или через мобильное приложение вашей авиакомпании за 48 часов до вылета.
- Автоматическая регистрация, если в бронирование корректно внесены ваши паспортные и контактные данные, и за 12 часов до вылета вы еще не зарегистрировались сами.
- Онлайн чек-ин с собственного мобильного устройства непосредственно в аэропорту.
Во всех случаях электронный посадочный талон высылается на ваш мейл. Вам остается только сохранить его так, чтобы можно было считать штрих-код. Багаж, если он есть, сдаем на специальной стойке drop-off. Почему мы не указали в нашем перечне регистрацию и распечатку посадочного на стойке? Дело в том, что эта услуга все чаще становится платной – от 30 до 70 евро, – что, согласитесь, не ведет к экономии. Хотите избежать этой лишней траты – пользуйтесь электронными сервисами.
Не создавайте себе проблем. Абсолютно ненужных перед долгожданным отпуском. Будьте предельно внимательны. Думайте наперед. Возникают вопросы – звоните в контактный центр своей авиакомпании и просите помочь, разъяснить, найти решение. Действуйте. Иначе платить за пассивность придется втридорога.